Каждое кредитное соглашение между Украиной и Международным валютным фондом (МВФ) сопровождается меморандумом. Это документ, в котором подробно расписаны экономические реалии должника (коим является Украина), а также те обязательства, которые наше государство взяло на себя перед Фондом.
В целом МВФ настроен довольно консервативно в отношении перспектив украинской экономики. Главная проблема в том, что Украина крепко завязла в долгах и ей потребуются сотни миллиардов долларов на ликвидацию последствий войны. И хотя МВФ вместе с другими международными партнерами готовы оказывать финансовую поддержку, украинской власти придется приложить огромные усилия, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы для послевоенного восстановления экономики, и создать благодатную почву для инвестиций.
Главные макропрогнозы от МВФ. Несколько десятков страниц меморандума посвящено ситуации в украинской экономике и оценке ее ключевых показателей. В целом, горизонт прогнозирования охватывает период вплоть до 2030 года. Но поскольку программа сотрудничества между Украиной и МВФ рассчитана на четыре года, будем более подробно анализировать этот промежуток.
1. Ускорение темпов роста экономики начнется не раньше 2025 года. В 2023 году, по расчетам МВФ, ВВП Украины в худшем случае упадет еще на 3% (после падения более чем на 30% в 2022-му), в лучшем – символически вырастет на 1%. В 2024 году рост ВВП составит 3,2%, в 2025–2027 годах – 6,5%, 5% и 4% соответственно.
Прогноз роста ВВП Украины (базовый и неблагоприятный сценарии)
Источник: данные МВФ
2. Инфляция в 2023 году (в годовом исчислении) составит 20%, что ненамного меньше, чем в 2022 году (26,6%). Рост потребительских цен достигнет своего целевого уровня около 5% в год не ранее 2027 года.
3. Дефицит госбюджета будет существенным еще довольно долгое время. Для сравнения возьмем за некую точку отсчета 2021 год, тогда бюджетный дефицит (без учета внешних грантов) составил 4% ВВП. В 2023 году дефицит к ВВП будет 28,2%, в 2024 году – 22%, в 2025 году – 12% и только в 2026-2027 годах он сократится до почти довоенного уровня 4,6-6,5% ВВП.
Прогноз дефицита госбюджета Украины (базовый и неблагоприятный сценарии)
Источник: данные МВФ
4. Из-за такого дефицита Украина по-прежнему будет сильно зависеть от внешнего финансирования. В 2023 году его объем к ВВП составит 19,8%, в 2024 году – 17,7%, в 2026 году – 9,5%. При этом по прогнозам МВФ в 2023 году украинский госдолг перешагнет отметку в 98% (В 2022 году было 82%), а в 2024 году – превысит 100% и останется выше этой границы до 2027 года включительно.
5. Объем налоговых поступлений в ближайшие несколько лет будет находиться в пределах 36-39% ВВП. Основу налоговой части доходов госбюджета будут составлять налог на доходы физлиц и налог на прибыль (10-12% ВВП), а также налоги на потребление, прежде всего НДС и акцизы (13-15% ВВП).
Прогноз налоговых поступлений в украинский госбюджет (базовый и неблагоприятный сценарии)
Источник: данные МВФ
6. Внешняя торговля останется глубоко дефицитной. Отрицательное сальдо экспорта-импорта товаров с $25 млрд в 2023 году достигнет $35 млрд в 2027 году. Причина в том, что импорт будет расти темпами, которые опережают прирост экспорта. Все потому, что на отстройку разрушенных производств потребуются огромные деньги и много времени. Поэтому, по оценкам МВФ, дефицит внешней торговли особо не сократится даже к 2030 году.
7. Инвестиционного бума, если верить расчетам Фонда, Украине тоже ждать не стоит. Прямые иностранные инвестиции в 2023-2024 годах к ВВП составят в лучшем случае 0,4%, в 2025 году – 2,4% и 2026-2027 годах приблизятся к 5%.
Альтернативный «плохой» сценарий. МВФ указывает на то, что состояние украинской экономики напрямую зависит от того, как будет развиваться ситуация на фронте. Причем, если исходить из базового сценария (baseline scenario), на котором построены все вышеуказанные прогнозы, завершение или хотя бы затухание боевых действий должно произойти в середине 2024 года.
В то же время, Фонд считает крайне высоким риск дальнейшей эскалации военного конфликта, что, в свою очередь, приведет к ухудшению макроэкономической ситуации. Это новые разрушения производств, разрыв логистических цепочек, стагнация внешней торговли, очередная волна оттока беженцев за рубеж, полная заморозка инвестиций (хотя их и так, по сути, нет).
Риск эскалации военного конфликта в Украине и его последствия
Источник: данные МВФ
В таком случае может быть реализован второй, неблагоприятный сценарий (downside scenario) для украинской экономики. Он заключается в том, что падение ВВП продолжится и в 2023 году обвал достигнет 10%, а в 2024 году – 2%. Рост ВВП хотя бы на 4% возможен не раньше 2027 года. Инфляция в 2023 году (в годовом исчислении) ускорится до 32,5%, а в 2024 году составит 20%.
Дефицит госбюджета в 2023 году (без учета грантовой поддержки) вырастет до 35,4% ВВП, в 2024 году сократится, но ненамного – до 32,2%. Потребность во внешнем финансировании Украины в 2023-2024 годах будет на уровне 21-22% ВВП. Это вдвое выше, чем в 2022 году.
Совокупный дефицит финансирования при неблагоприятном сценарии достигнет примерно $140 млрд, что примерно на $25 млрд больше по сравнению с базовым прогнозом на 2023-2027 годы. МВФ не исключает, что в таком случае придется принимать экстраординарные меры. Это могут быть новые виды налогов (надбавка к действующей ставке НДФЛ, дополнительные акцизные сборы и т.д.), а также административное вмешательство НБУ во внутренний рынок заимствований, которое будет проявляться в обязательстве банков выкупать определенный объем ОВГЗ для финансирования бюджетного дефицита.
Таким образом, реализация второго неблагоприятного сценария может отбросить восстановление экономики Украины как минимум на 2-3 года. А ее зависимость от внешнего финансирования вырастет еще сильнее, поскольку уровень госдолга к 2026-2027 годам может достичь 150% ВВП.
Прогноз уровня государственного долга (неблагоприятный сценарий)
Источник: данные МВФ
«Домашнее задание» от МВФ для Украины и его цели. Обязательства Украины в рамках новой кредитной программы Фонда в основном сфокусированы на том, чтобы обеспечить текущую и среднесрочную фискальную стабильность, а также подготовить фундамент для послевоенного восстановления экономики.
В частности, украинская сторона обязалась на этапе, когда активные боевые действия пойдут на убыль, принять меры, которые расширят возможности для инвестиций, укрепят энергический сектор, позволят вернуться к гибкому валютному курсу, снизят зависимость от внешнего финансирования и приблизят украинское налоговое законодательство к законодательным нормам Евросоюза. Повсеместная борьба с коррупцией как «маяк» тоже присутствует. Но это традиционный пункт, который фигурирует в каждом новом меморандуме.
Уже к лету парламент должен проголосовать законопроект № 8401, нормы которого предполагают отмену льготной ставки на уровне 2% для плательщиков единого налога (она была введена еще в марте 2022 года), возобновление полноценных налоговых проверок и возврат штрафов для бизнеса за нарушения, связанные с использованием регистраторов расчетных операций (РРО). Также Кабинет Министров и депутаты должны решить проблему накопления налоговой задолженности, доля которой к концу 2022 года достигла 1,5% ВВП.
Вместе с тем украинская власть заверила МВФ в том, что действия, направленные «на сокращение и подрыв налоговых поступлений», в ближайшие годы предприниматься не будут. Иными словами, никаких сниженных ставок и льгот.
Более того, в число приоритетных задач по улчшению наполнения госбюджета в послевоенное время, включены планы по ликвидации практик ухода от налогообложения с помощью упрощенной системы (так называемые «зарплатные ФЛП»), полная очистка налоговой и таможни от системной коррупции, усиление борьбы с налоговыми уклонистами (предстоит перезагрузка Бюро экономической безопасности). А также некая налоговая реформа, которая позволит «уравновесить необходимость обеспечения доходной базы госбюджета с интересами бизнеса и инвесторов».
Уже в 2023 году Украина перейдет к среднесрочному бюджетному планированию и при подготовке проекта госбюджета на 2024 год составит отдельный прогноз бюджетных доходов и расходов на 2025-2026 годы. До сентября 2023 года должна быть готова стратегия управления госдолгом.
Если вкратце, то Украина обязуется усилить внутренний долговой рынок, привлекая на него не только банки (на сегодняшний день они одни из основных покупателей ОВГЗ), но и нерезидентов. Задача в том, чтобы не допустить эмиссию и снизить зависимость госбюджета от внешней помощи, заменив ее внутренним финансированием.
Параллельно с этим Министерство финансов подготовит и подаст на утверждение в Кабмин Национальную стратегию доходов на 2024-2030 годы. Это комплексный документ, который будет включать в себя основные принципы и направления фискальной (налоговой, бюджетной, долговой) политики. Стратегическая цель –аккумулировать все возможные ресурсы для послевоенного восстановления.
Все придется делать своими силами. Главный вывод, который можно сделать после анализа меморандума с МВФ: резкого роста экономики после завершения войны явно ждать не следует. При этом Украине нужно готовиться к длительному и сложному восстановлению. Если более подробно, то основные итоги следующие:
- Наилучший сценарий – это прекращение боевых действий (либо же их заморозка) где-то в середине 2024 года, наихудший – «затяжная» война, которая может длиться еще годы и разрушать украинскую экономику.
- Даже при условии ежегодного экономического роста на 3-4%, к 2027 году Украина выйдет на 75-80% ВВП, который был в 2021 году. То есть, за пять лет нам все равно не удастся вернуться в «довоенное» состояние.
- На внешних инвесторов, увы, рассчитывать особо не стоит. Международная помощь (от МВФ в том числе) предназначена в основном для того, чтобы балансировать госбюджет. В то же время, объем ПИИ по оценкам МВФ будет находиться в пределах $5-10 млрд в год. Это очень мало с оглядкой на то, что только прямые убытки Украины из-за войны, по оценкам Киевской школы экономики (KSE), достигают почти $140 млрд.
- Все сводится к тому, что восстанавливать страну придется в основном собственными силами. На одних ОГВЗ, само собой, экономику не вытянуть. А значит, произойдет усиление роли госаппарата с одной стороны (расширение полномочий надзорных органов), и увеличение фискального давления (рост налогов) – с другой. Причем, вполне вероятно, что многие налоговые новации будут поданы под предлогом необходимости реформировать налоговую систему для вступления Украины в ЕС.
Подписывайтесь на Первый Бизнесовий в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!