После 2022 года Польша стала основным пунктом приёма украинцев, которые выезжали из-за полномасштабной войны. По данным Eurostat, именно здесь поселилось наибольшее количество людей с временной защитой — более 950 тысяч (по состоянию на конец 2023 года). Однако в последнее время всё больше украинцев, которые уже адаптировались в Польше, всё чаще переезжают в Германию. Речь идёт не о массовой миграции, а о устойчивой тенденции, которую фиксируют как волонтёрские инициативы, так и сами перемещённые лица.
Это движение обусловлено изменениями в системах социальной поддержки, ситуацией на рынке труда, а также доступом к образованию и долгосрочным гарантиям. В каждом из этих факторов — заметная разница между двумя странами.
Финансовая поддержка: где гарантии остались стабильными
В Польше граждане Украины с временной защитой имеют право на бесплатное проживание в государственных центрах в течение первых 120 дней. Начиная с 1 июля 2024 года эти условия изменились: бесплатное размещение сохраняется только для уязвимых категорий — пожилых людей, людей с инвалидностью, беременных женщин и матерей с младенцами. Для всех остальных предусмотрена частичная или полная оплата стоимости проживания и питания в соответствии с обновлёнными правительственными правилами.
Арендная плата в городах Польши остаётся высокой: с 2022 по 2024 год средний рост составил +30–40 %, особенно в Варшаве, Кракове, Вроцлаве, что съедает значительную долю бюджета и без того нестабильных домохозяйств.
В Германии граждане Украины с временной защитой, которые прибыли до 1 апреля 2025 года, имеют право на Bürgergeld — основную социальную помощь для людей в поиске работы. Одинокий человек получает 563€, в супружеской паре — по 506€ на каждого, подростки от 14 до 17 лет — 471€, дети 6–13 лет — 390€, а младшие до 5 лет — 357€. Эта сумма включает базовую помощь, а расходы на жильё и отопление покрываются отдельно, через Jobcenter — без необходимости оплачивать аренду самостоятельно.
Однако для граждан Украины, которые прибудут в даты после 1 апреля 2025 года, рассматривается возможность другого регулирования: вместо Bürgergeld им могут предоставляться выплаты по системе Asylbewerberleistungen (“помощь соискателям убежища”). По состоянию на середину 2025 года обсуждается базовая сумма на уровне примерно 441 евро на человека, но её окончательное утверждение ещё продолжается. Эти выплаты охватывают базовые расходы на проживание, питание, медицинскую страховку и транспорт, однако компенсация аренды жилья требует отдельного заявления на получение Wohngeld (жилищной субсидии).
Таким образом, семья из двух взрослых и двух детей до 5 лет может получать Citizen’s Aid (гражданскую помощь) общей суммой более 1 300€ в месяц — включая покрытие жилья.
Именно такая разница в подходах к жилью, финансовой поддержке и долгосрочным гарантиям делает немецкую модель более привлекательной для украинцев, которые уже успели почувствовать ограничения польской системы.
Образование и дети: где система выдерживает нагрузку
По состоянию на 2024/25 учебный год в польских школах обучалось более 152 000 украинских детей в возрасте 7–17 лет, а ещё около 39 000 присоединились в течение года после длительного периода без учёбы (по данным CEO и UNICEF). В крупных городах, в частности в Варшаве, доля украинских учеников в некоторых школах достигала трети, что создало серьёзную нагрузку на учителей и администрацию.
В Германии большинство федеральных земель внедрили подготовительные интеграционные классы с изучением немецкого языка, психоэмоциональной поддержкой и поэтапным включением в основную школьную программу; по состоянию на середину 2024 года в интеграционных курсах принимали участие более 511 000 украинских граждан (по данным BAMF и IAB).
На фоне перегруженности польской образовательной системы более структурированный подход Германии к интеграции создаёт для многих семей ощутимую разницу в долгосрочных перспективах для детей.
Рынок труда: кто идёт на риск, а кто инвестирует в кадры
В 2022–2023 годах польский рынок труда активно принимал новую рабочую силу, в частности из Украины, что позволяло поддерживать общий уровень занятости. Однако уже в 2024 году ситуация в секторах с низким порогом входа — таких как логистика, строительство, обслуживание — начала усложняться из-за роста конкуренции. Несмотря на то, что уровень безработицы в Польше в феврале 2025 года оставался одним из самых низких в ЕС (2,6% — по данным Eurostat), это не отражает реальных трудностей, с которыми сталкиваются мигранты в перенасыщенном сегменте рынка.
В Германии, наоборот, с 2023 года запущены государственные программы для интеграции квалифицированных работников, в частности упрощённое признание иностранных дипломов и компенсация расходов в рамках программы Recognition Grant. Кроме того, украинцы могут проходить оплачиваемые языковые курсы, которые финансируются BAMF (до 1000 часов языкового обучения). Такой системный подход позволяет не только адаптироваться, но и выйти на рынок труда по профессии — с более высокой оплатой и стабильностью.
Атмосфера и отношение: когда ожидания меняются
В начале войны уровень поддержки украинцев в Польше был рекордным — 94% поляков одобряли оказание помощи (cbos.pl, март 2022). Однако уже в сентябре–октябре 2024 года этот показатель снизился до 53%. Это не означает враждебности, но свидетельствует об усталости общества.
В Германии украинцы сталкиваются с другим вызовом — бюрократией, очередями на регистрацию и языковым барьером. Однако, по результатам социологических опросов в Германии, большинство граждан одобряют дальнейшую поддержку украинцев, особенно если те активно интегрируются в систему труда и образования. Это создаёт атмосферу, где усилия вознаграждаются, а правила остаются прозрачными.
Прогноз: чёткие системы побеждают временные решения
Германия не гарантирует лёгкого старта, но предлагает именно то, что всё больше украинцев ищут после лет неопределённости: прозрачные условия, предсказуемую систему, долгосрочную логику решений. И если Польша стала первой безопасной точкой, то Германия — это попытка построить новую жизнь, не временную, а настоящую. Этот выбор не про комфорт, а про курс: на стабильность, на развитие, на будущее, в котором правила игры не меняются каждый месяц. И именно поэтому вторая волна релокации — это уже не побег, а осознанное движение в сторону систем, которые выдерживают время.
Автор: Анна Захаревич, аналитик бизнеса, стратегии и экономики
Подписывайтесь на Первый Бизнесовий в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!
