В Украине происходит стремительный рост продаж электромобилей (battery electric vehicles – BEV). Такая динамика отвечает и трендам в ЕС, которые стали ответом автопроизводителей на усиление правового регулирования выбросов углерода, что побудило их продвигать на рынке «чистые» транспортные средства на электрической тяге вместо традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, которые потребляют ископаемое топливо и вредят климату.
Но украинские водители в своем выборе при покупке авто руководствуются, прежде всего, не «зеленой» доминирующей в ЕС повесткой дня, а более прагматическими факторами.
Детальнее о национальных особенностях автомобильного рынка и средств маркетинга, которые применяют дилеры, чтобы повлиять на потребительский выбор – в обзоре «Первый Бизнес».
Электрический бум
Сразу несколько ведущих исследовательских институтов, подводя итоги украинского авторынка за июнь и первое полугодие текущего года, зафиксировали высокие темпы продаж электрокаров.
Так, по данным киевского Института исследований авторынка (ИДАР), общий объем сегмента электромобилей в стране к концу июня составил почти 9000 единиц. Это на 2,3% меньше, чем в мае текущего года, но на 43,4% больше против прошлогодних показателей июня.
Аналитики ИДАР отмечают, что основную долю продаж в июне составляли подержанные импортируемые электромобили – 53,3%, или 4792 единицы.Внутренние перепродажи BEV достигли 30,4%, или 2735 единиц. На новые электрокары пришлось 16,2% – 1458 единиц, и это стало абсолютным рекордом количества первых регистраций в этом сегменте в Украине.
Ассоциация автопроизводителей Украины «Укравтопром» представила более широкую картину, которая вырисовывается на рынке. По ее подсчетам, в течение июня в Украину было завезено из-за границы около 20 тыс. легковых автомобилей с пробегом (т.е. б/у), среди которых доля электрокаров составила 23%, гибридных – 5%, с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) – 72%.
В целом же в первой половине 2025 года украинцы зарегистрировали 31 753 электромобиля, что на 30% больше, чем за аналогичный период 2024 года. «Основную часть новых регистраций составляют именно легковые электрокары – 30 763 единицы, показатель вырос на 28%. Коммерческих электромобилей было зарегистрировано 987, это рост на 12%, а электробусов – 3, что на 2 больше, чем в прошлом. В то же время, доля новых электромобилей среди всех регистраций составляет 18%, что чуть меньше прошлогоднего показателя в 20%», — отмечают в «Укравтопроме».
Положительную динамику в сегменте электрокаров зафиксировали и у компании AUTO-Consulting. По ее данным, в течение января – июня 2025 г. общий объем рынка новых авто в Украине достиг 33,7 тыс. единиц – это почти соответствует показателю в прошлом году (-0,96%). При этом значительно возросла доля продаж электромобилей: если за первое полугодие она достигла 18%, то в июне потребительский аппетит помог BEV отвоевать 24% рынка.
Финансовые стимулы
В целом, на украинском авторынке происходит замедление темпов продаж, однако сегмент электромобилей в этом году имеет все шансы сохранить и даже усилить рост. Аналитики ИДАР объясняют этот тренд приближающимся завершением срока действия льготного налогообложения при растаможке электрокаров в конце 2025 года.
«Это неизбежно повлечет за собой повышение их стоимости как минимум на 20–30%, в то же время сузится предложение для потребителей. Также к своему добавляют цены на горючее, которые поднялись сразу на несколько гривен за литр, что дает преимущества именно электротранспорту», — говорится в сообщении института.
Главная движущая сила, провоцирующая значительный интерес украинских водителей к покупке BEV – это попытка успенчить сэкономить на приобретении «чистого» автомобиля до начала нового года. С этим согласен основатель и директор информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий
«Положительную динамику в спросе на электрокары определяет последний год импортных льгот. Напомню, что с 1 января 2026 они должны потерять послабление по уплате НДС и пошлины. А это – где-то 30% общей стоимости. Поэтому все желающие приобрести электрокар пытаются это сделать в 2025 году», — отметил он в комментарии «Первый Бизнесовый».
Относительно влияния торговых войн, ставших неотъемлемой частью мирового авторынка в результате политики президента США Дональда Трампа, они привели к росту цен из-за проблем в логистических цепочках и более дорогих затрат на производство. «Это происходит и в Соединенных Штатах, откуда в Украину поставляются автомобили даже европейских брендов, например BMW X5, X7, Mercedes-Benz GLE, GLS», — сказал Олег Омельницкий.
Такое развитие событий повлияло на то, что на украинском авторынке все более популярными становятся BEV из Китая. Эксперт также обратил внимание на дополнительное влияние и государственной политики Пекина, «довольно активно» способствующего импорту электромобилей своих производителей.
«Это привело к Украине настоящий бум среди желающих начать торговлю китайскими авто», – отметил Олег Омельницкий. Однако это не привело к росту объемов легальной торговли, которая обеспечивает налоговые поступления в государственный бюджет Украины, требующий значительных средств на финансирование военных нужд.
По подсчетам AUTO-Consulting, сейчас 25% украинского рынка BEV – это «серые» поставки из Китая, которые обходят каналы официальных импортеров и их сервисные сети. «Мы сдаем свой рынок китайским электрокарам за разницу в цене, которые взамен даже не предлагают нам должного сервиса. А вот желание становиться автомобилистами в Украине остается и прогрессирует», — обратил внимание собеседник «Первый бизнес».
Ограниченный маркетинг
Олег Омельницкий также обратил внимание, что поскольку цена является определяющим фактором, влияющим на выбор украинцев при покупке автомобилей, на внутреннем рынке происходит значительное падение лояльности к брендам. В таких условиях маркетинг, креатив и улучшение технологий продаж не являются приоритетом импортеров и дилеров, стремящихся к росту бизнеса.
По наблюдениям эксперта, наиболее эффективными с точки зрения влияния на потребителей и увеличения объемов продаж с начала 2025 года оказались три проекта, отличавшихся уникальным подходом – от автосалонов AWT Studio, VIDI Автодинастия и Renault Trucks Украина.
Так, в мае на территории бизнес-центра UNIT.City в Киеве открылось инновационное пространство AWT Studio, аналогов которому пока нет в Европе. Это не автосалон или шоурум в классическом восприятии, а место, где поклонники немецкого бренда BMW могут ознакомиться с новинками любимого автопроизводителя и узнать о любых нюансах комплектаций и отделочных материалов с помощью визуального, цифрового и лайфстайл-опыта.
Второй пример удачного и нестандартного подхода для усиления интереса к бренду – это коллаборация Исторического автоклуба и сети автосалонов VIDI Автодинастия, которые при финансовом участии Креди Агриколь Банка провели исследования и нашли старейшую в мире Toyota. Это оказалась Toyota AA 1936 года производства, которая в оригинальном состоянии хранится в музее Louwman в Нидерландах.
Также Олег Омельницкий отметил еще один проект Исторического автоклуба – выпуск книги компанией Renault Trucks Украина об истории Renault, Berliet и других брендов, которые в течение 130 лет объединились в группу Renault Trucks. В издание вошли фотографии автомобилей, сделанные в Украине, а также рассказ об участии украинской команды в соревнованиях Dakar Classic на грузовике этой известной французской компании.
«Я не вижу особых маркетинговых технологий в Украине сейчас. Все традиционно, грустно и однообразно, за очень редкими исключениями», — подытожил собеседник «Первый Бизнесовый».
Автор: Светлана Долинчук
Подписывайтесь на Первый Бизнесовий в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!
