После трех лет полномасштабной войны энергетика Украины превратилась в один из ключевых фронтов противостояния с Россией. 63 тысячи объектов энергетической инфраструктуры, а только в 2024-м из-за массированных атак и ежедневных точечных ударов Украина потеряла около 10 ГВт генерирующих мощностей.
В результате этих атак погибли 160 энергетиков, более 300 получили ранения. Такие потери беспрецедентны для мирного государства и свидетельствуют о целенаправленной энергетической войне.
Как справляется с такими вызовами Украина, выяснял Первый Бизнесовый.
Без USAID
Несмотря на сложные условия, украинская энергосистема продемонстрировала значительную устойчивость. фактически развернувшим для Украины «План Маршалла» в энергетике — масштабную помощь, призванную обеспечить восстановление и реформу отрасли в условиях военного времени.
Однако не вся международная поддержка стала постоянной. Как сообщал телеканал NBC News, в январе Государственный департамент США принял решение прекратить программу помощи USAID по восстановлению энергосистемы Украины.
Эта программа предусматривала сотни миллионов долларов инвестиций, а ее сворачивание уже вызвало критику среди самих представителей агентства. Один из сотрудников USAID заявил, что такой шаг подорвет доверие к усилиям США и пришлет сигнал России, что Вашингтон теряет интерес к украинскому вопросу.
В то же время на фоне частичного сворачивания американских инициатив активизировались европейские доноры. Самую заметную роль играет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
С начала войны ЕБРР уже выделил более 6,4 млрд евро на нужды Украины, из которых около 2 млрд направлены непосредственно на энергетическую безопасность.
Особенно важна поддержка ЕБРР государственного энергетического сектора.
Одно из ключевых направлений — обеспечение ликвидности «Нафтогаза» и стабильного прохождения отопительного сезона. В апреле 2025 года был подписан договор гарантии для предоставления компании 270 млн евро.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) предоставит Украине 300 миллионов евро на нужды восстановления энергетической отрасли и критически важной инфраструктуры.
Как уточнил глава правительства, из этой суммы 100 миллионов евро будет направлено на модернизацию систем централизованного теплоснабжения, повышение энергоэффективности и закупку оборудования для производства электро- и теплоэнергии. в образовании, медицине и жилищном фонде.
В ходе переговоров стороны также обсудили перспективу запуска новых общих инициатив в сферах транспорта, энергоэффективности, социальных услуг и энергетики, подчеркнул Шмигаль.
Германия – центральный донор
Еще одним мощным партнером Украины в сфере энергетики является Германия. Уже третий год подряд эта страна остается крупнейшим донором Фонда поддержки энергетики Украины, профинансировав его на сумму более 385 млн. евро — это более трети всех поступлений, сообщает Министерство энергетики.
Благодаря этим средствам было закуплено шесть газотурбинных установок общей мощностью 156 МВт, установленных на объектах Оператора ГТС Украины. Кроме того, средства были направлены на восстановление магистральных и распределительных электросетей, модернизацию теплосетей в прифронтовых городах, закупку трансформаторов и вспомогательного оборудования для Укргидроэнерго. Германия также передала более 2280 тонн гуманитарной помощи — это примерно 10% всех объемов, поступивших в энергетический сектор Украины из-за рубежа.
Кроме ЕБРР и Германии, важную роль играют и другие партнеры. По данным агентства Reuters, страны G7 в 2024-2025 годах выделили около $1 млрд помощи, в том числе $500 млн от США, 300 млн евро от ЕБРР, 70 млн евро грантов и почти $50 млн от Всемирного банка и Евросоюза. Кроме того, в декабре 2024 года Всемирный банк принял отдельный пакет помощи Украине на сумму $2,05 млрд в виде кредитов и гарантий, в том числе со стороны США, Японии и Великобритании.
Отдельным направлением поддержки стал пакет помощи ЕС, базирующийся на доходах от замороженных российских активов. Осенью 2024 года Европейская комиссия объявила о предоставлении Украине кредита в 35 млрд евро, часть которого направляется на энергетическую стабилизацию. По последним данным Bloomberg, около 10% этого пакета будут направлены непосредственно на энергетическую инфраструктуру, модернизацию систем передачи, закупку резервного оборудования и развитие ВИЭ.
В начале июня стало известно, что Европейский Союз вместе с Германией выделяют дополнительные 18 млн. евро в поддержку Фонда энергоэффективности Украины. Из этой суммы 13 миллионов предоставляет ЕС, еще 5 — правительство Германии. Об этом сообщила посол ЕС в Украине Катарина Матернова на брифинге в Киеве.
Благодаря поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Украине удалось установить дополнительные источники генерации электроэнергии общей мощностью более 450 МВт. Новые энергетические мощности появились в частности в Киевской, Харьковской, Запорожской, Одесской, Днепропетровской и Николаевской областях.
Об этом сообщило Министерство энергетики Украины со ссылкой на заместителя министра энергетики Романа Андарака, сообщает Минэнерго в Telegram.
«Благодаря тесному партнерству с ПРООН и вкладам девяти стран-доноров Украина смогла обеспечить и доставить энергетическое оборудование общей мощностью более 450 МВт. У этой помощи уже есть ощутимый результат — миллионы украинцев снова получили доступ к теплу, электроэнергии и воде», — отметил Андарак во время заседания Наблюдательного совета ПРООН в рамках Программы зеленого энергетического восстановления Украины.
В то же время он подчеркнул, что Россия продолжает атаковать украинские энергетические объекты, поэтому потребность в оборудовании и международной поддержке остается чрезвычайно актуальной. Среди наиболее важных потребностей энергетического сектора — оборудование для активной и пассивной защиты, высоковольтная техника, решения для децентрализованной генерации и резервного электроснабжения, а также системы накопления энергии.
Несмотря на широкую международную поддержку, вызовы остаются серьезными. Во-первых, риск повторного сокращения внешнего финансирования, как в случае с USAID, подвергает сомнению постоянство отдельных программ. Во-вторых, потребности украинской энергосистемы стремительно растут: старение оборудования, повторные атаки со стороны РФ, сложности с импортом элементов для ремонта и хроническая нехватка резервных мощностей создают дополнительную нагрузку. В-третьих, трансформация украинской энергетики в направлении децентрализации, устойчивости к атакам и климатической нейтральности нуждается в долгосрочной стратегии.
Тем не менее, примеры сотрудничества с ЕБРР, Всемирным банком, Евросоюзом и правительствами стран-партнеров демонстрируют, что у Украины есть мощная коалиция поддержки. Ее задача не только помочь пережить войну, но и заложить основы для «зеленой» модернизации, интеграции в европейский энергорынок и восстановления с учетом новых геополитических реалий. План Маршалла для украинской энергетики уже в действии, но его реализация зависит не только от финансирования, но и от согласованности реформ, эффективности менеджмента и способности быстро адаптироваться к новым вызовам.
Движение вперед
Впрочем, нельзя сказать, что Украинская власть сидит, сложа руки, и ожидает помощи международных партнеров.
Президент Владимир Зеленский анонсировал проведение в Риме международной конференции, посвященной послевоенному обновлению Украины. Мероприятие запланировано на 10-11 июля 2025 года при участии мировых лидеров и будет организовано при поддержке премьер-министра Италии Джорджи Мелони.
Об этом сообщил Владимир Зеленский на заседании ПАСЕ. По его словам, конференция должна стать платформой для обсуждения долгосрочной стратегии восстановления государства, а также привлечения международного бизнеса и инвесторов к ключевым проектам.
Это уже четвертый по счету Ukraine Recovery Conference. Она логично продолжит начатую в Берлине инициативу и будет охватывать ряд важных тем: от развития человеческого капитала и регионального восстановления — до реформ, связанных с интеграцией Украины в ЕС, а также энергетики.
Ведь, согласно обновленным оценкам Всемирного банка, совокупные потребности Украины в восстановлении составили 411 миллиардов долларов. Из-за масштаба разрушений и продолжающихся боевых действий эта цифра постоянно растет.
Тем временем, Верховная Рада Украины в ближайшее время готовится рассмотреть законопроект №13219, который направлен на реформирование механизма проведения «зеленых» аукционов с целью активизации инвесторского интереса к развитию возобновляемой энергетики в стране.
Об этом сообщает РБК-Украина со ссылкой на старшего эксперта по ВИЭ в рамках проекта энергетической безопасности USAID Александра Мартынюка.
По словам эксперта, принятие этого документа позволит упростить как финансовые, так и организационные барьеры для потенциальных участников аукционов, а также ввести более привлекательную модель государственной поддержки.
«Законопроект еще должен пройти рассмотрение в профильном парламентском комитете, а дальше голосование в сессионном зале. Крайне важно сделать это без промедления, чтобы уже осенью во время очередной волны аукционов можно было работать по обновленным условиям», — подчеркнул Мартынюк.
Он отметил, что предыдущие раунды аукционов не вызвали большого интереса со стороны инвесторов из-за ряда недостатков в процедуре и условиях участия. Законопроект №13219, по его словам, призван исправить эти проблемы. Его реализация должна стимулировать конкуренцию за квоты, сделать процесс более прозрачным и эффективным, а также способствовать снижению стоимости электроэнергии из возобновляемых источников для потребителей.
Кроме того, документ предусматривает создание полноценного механизма реализации государственной политики в сфере зеленой энергетики, что приведет к повышению энергетической безопасности государства. В частности, благодаря развитию децентрализованной генерации будут созданы дополнительные резервы мощности, что критически важно в условиях военного времени.
В 2024 году в Украине было проведено несколько пилотных аукционов для строительства солнечных, ветровых и гидроэлектростанций. Однако при общей предложенной квоте в 110 МВт инвесторам удалось привлечь всего на 1 МВт в сфере гидроэнергетики. Два запланированных на весну 2025 года аукционы вообще не состоялись из-за недостаточного количества заявок.
Участники рынка сходятся во мнении, что «зеленые» аукционы могут стать эффективным инструментом привлечения инвестиций в масштабные проекты, однако при условии их качественного обновления и адаптации к современным вызовам и потребностям энергосектора.
Критически важные законы
В то же время, Украина активно работает над гармонизацией своего энергетического законодательства с европейским. В частности, принимаются и обновляются акты, связанные с интеграцией в ENTSO-E, развитием рынка электроэнергии по правилам ЕС, а также внедрением механизмов ответственного потребления и гибких систем энергосбережения. Отдельно рассматривается законодательство о накоплении энергии, распределенной генерации и балансировке сетей — критически важные вещи для безопасного функционирования энергосистемы в условиях нестабильности.
Не менее значима государственная политика по созданию прозрачного механизма использования донорской помощи. Правительство вводит институциональные платформы для координации международной технической и финансовой поддержки, а также для обеспечения отчетности по ее расходованию. Внедряются новые подходы к распределению средств на региональном уровне с учетом степени разрушения, стратегического значения инфраструктуры и возможностей привлечения местных ресурсов.
Еще одно важное направление — разработка и внедрение стратегии энергетического перехода, которая предусматривает постепенную декарбонизацию, развитие возобновляемой генерации, повышение энергоэффективности и создание современной децентрализованной энергетики. В рамках этой стратегии также усиливается роль местных общин и органов местного самоуправления, которые могут выступать инициаторами и владельцами малых электростанций, теплогенераторов или систем накопления энергии.
Кроме того, Украина работает над правовым оформлением доступа к международной помощи через соглашения с ЕБРР, ЕИБ, Всемирным банком и USAID. Эти соглашения обычно требуют синхронизации внутренних норм с международными стандартами, в том числе по закупкам, прозрачности использования средств, экологической ответственности и оценки эффективности инвестиций. Законодательство в данной сфере также равномерно обновляется.
В целом, Украина проводит многовекторную реформу энергетического сектора, сочетая законодательные инициативы, институциональные изменения и стратегическое планирование. Ее цель — не только восстановить поврежденную инфраструктуру, но и создать новую энергетическую архитектуру, которая будет надежной, устойчивой и интегрированной в европейское энергетическое пространство.
Автор: Елена Марченко, аналитик бизнеса, стратегии и экономики
Подписывайтесь на Первый Бизнесовий в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!