Бот-приложениями и чат-ботами сейчас уже никого не удивишь – мессенджеры резко вошли в нашу жизнь и занимают там активную позицию. Одним из первых разработчиков программного обеспечения для таких ботов в Украине была компания KoliSar, которая начинала свою деятельность еще задолго до того, как украинцы познакомились с телеграмом. Сейчас компания отмечает свое 10-летие, а ее основательница – Наталья Саркисян в бизнес-среде стала не только рисковым руководителем, стабильным партнером для многих, но и собственным примером демонстрирует, как можно совмещать женственность и успех.
-Наталья – ваш поход в бизнес спланирован или все получилось спонтанно?
Можно сказать, что планы быть независимой и работать на себя у меня были из школы. Правда, тогда в 9 классе школьница в бизнес пойти не могла – пришлось устроиться продавцом. Однако с 19 лет я занимаюсь бизнесом. Причем, самым разным. Есть два образования: переводчик и политолог. А пробовала себя в широком спектре – от турагентства до продажи мяса на Троещине. Даже успела побывать столичным депутатом.
-Пришлось ли бороться за свое право в мужском мире?
Я вписала себя как полноценного игрока в этот «men’sworld» довольно рано и быстро, потому что понимала – по этой тропинке нужно идти твердым, уверенным шагом и не останавливаться. Помогали врожденная интуиция, бесстрашие и, пожалуй, сама судьба.
-В то же время Вы мама прекрасной дочери?
С уверенностью могу сказать, что у меня все запланировано даже дочь. Ее я планировала в 25 лет – так и случилось. Так что, у меня вполне осознанное материнство и считаю, что я как женщина свершилась.
-Как решили заняться разработкой CRM?
В какое-то время мы совместно с партнером, владельцем бренда обуви занимались пошивом одежды, потом наша фабрика начала шить еще и школьную форму. В одной из гимназии мы побеседовали с ее директором. Он поделился со мной, занимающейся разработкой телеграмм-ботов для школ. Как сейчас помню – шел 2015 год, о таком направлении еще никто не знал. И тут меня озарило – ведь это, по сути, была свободная ниша, мессенджеры активно развивались и входили в жизнь людей. Так что работы был непочатый край.
-Помните свой первый большой заказ?
Конечно. Мы писали CRM-систему одной компании. И познакомились с его разработчиком Михаилом, поддержавшим нашу идею интегрировать бот в работу компании. Конкуренции в тот момент у нас вообще не было. Все имеющиеся сейчас боты выпущены в 2018-19 году. Мы были первыми в этом и сейчас, пока все разрабатывают свои сапоги, мы совершенствуем свои и находимся на несколько шагов впереди.
Команда меня тогда очень поразила тем, что активно внедряла инновации в свою работу. Руководство отправляло своих маркетологов на обучение в Европу, следило за трендами. Эти люди были первыми, кто произнес при мне слово «Диджитал». Так и получилось, что они искали telegram-разработчика и нас им посоветовали.
-С какими препятствиями пришлось столкнуться?
Моя главная проблема была в том, что я рано начала. Ведь тогда, в 2015 году, еще не каждый знал, что такое Telegram. Мне пришлось быть адвокатом этого мессенджера в прямом смысле слова. Люди пользовались Viber. Доходило до комических ситуаций, например, на конференции для одного из телеканалов по digital-маркетингу выступал официальный спикер от Viber, но инструментом был мой telegram-бот.
-Не думали стать официальным представителем Telegram в Украине?
Компания KoliSar развивается вместе с Telegram. Мы встречались с братом Павла Дурова – Николаем. Руководство Telegram сейчас начало активно выпускать обновления, все это заметили. Но оно до сих пор было против любых представительств. Однако мне удалось провести с ними переговоры по европейскому представительству, и они готовы в перспективе обсуждать этот вопрос.
-Трудно ли создавать чат-боты?
Я не делаю чат-боты. Я создаю бот-приложения. Чат-бот – это имитация беседы с живым человеком. Его легко сломать при 8 неправильных нажатиях. А я создаю бот-приложения, подобные нативным или прикладным приложениям, которые люди качают обычно в Appstore или Playmarket. Мои программы качать не нужно, они встроены в мессенджеры.
-В чем преимущество чат-ботов, скажем, на тех же конференциях?
Без ботов участие в конференции превращалось в ряд лишних движений. Вы приходили, стояли в очереди на регистрацию, вам выдавали сумку, блокнот, ручку, вы ждали возможности задать вопрос спикеру, к вам через весь зал несли микрофон, если вам посчастливится обратить на себя внимание. Затем вам посылают письма на электронную почту, которую вы наверняка не всегда проверяете. С бот-программой все происходит по-другому. Вы приходите на мероприятие и видите QR-код, по которому и заходите в соответствующий telegram-бот, а там видите всю программу, партнеров, спикеров, все сцены, тайминг и оповещения, можете ставить оценки.
Такой бот становится также и архивом Ивента, в котором содержится вся статистика. Я могу зайти в него как владелец ядра и увидеть ID пользователей, кнопки, на которые они больше всего нажимали, каждый ответ на вопросы и даже могу написать каждому пользователю. Я получаю статистику и аналитику. Можно поставить временный фильтр и посмотреть, какую кнопку нажимал тот или иной пользователь в определенное время, что ему было интересно. Выходит даже статистика UX. Push-сообщения, результаты опросов, рейтинги спикеров – все там. Пользователь также получает большое упрощение процесса. Например, он может выбрать спикера по фотографии в нашем бот-приложении и отправить свой вопрос именно ему – сообщение получает сам спикер или модератор. Вам больше не нужно поднимать руки, а спикер получает возможность ответить на самые интересные вопросы.
Еще одно преимущество бот-приложения – это затратная часть и устойчивость. Под каждого участника конференции печатается масса макулатуры. Бот стоит в половину меньше, и нивелирует потребность в излишней бумаге и пластиковой ручке. Наши роботы работали на конференциях во Франции, Германии, Арабских Эмиратах, Турции, Казахстане и Молдове.
— Достаточно удобно для ивентов. А как насчет остальных сфер бизнеса?
В какой-то момент я осознала, что мы сделали конструктор не только для роботов под конференции, но для всех видов информационных ботов – для ресторанов, гостиниц, интернет-магазинов, бизнесов. На нашем конструкторе можно собрать любой бот. Мы усовершенствовали ядро и работаем над ним постоянно. К примеру, работая с отелями, мы сделали возможность регистрации в боте. Вы можете ехать из аэропорта в город и сидя в машине, зайти в бот гостиницы, пройти регистрацию, просто прикрепить свои паспортные данные и по приезду просто забрать ключи от номера. Не нужно стоять с ребенком и горой сумок, чтобы заселиться в гостиницу. Также вы можете узнать в боте, какую анимацию предлагает отель в тот или иной день. Решается и проблема крупных Resort-отелей, в которых понимание навигации и функционала приходит всего за несколько дней адаптации. В сапоге у вас есть карта отеля, бронь столиков, заказ услуг и все экстренные кнопки. Вы можете отправиться гулять по городу или шопингу, и организовать всего несколькими нажатиями в боте целый вечер.
– Работаете только с Telegram?
По удобству пока нет альтернативы. Новый мессенджер создавал очень дорого и очень долго. А в телеграмме есть даже самые большие платежные системы, все они имеют свои ключи оплат там. В скором времени мы сможем быстро делать боты и для Viber и для Telegram. В Watsapp мы одни из первых также научились делать чаты.
– Чем руководствуетесь в своей работе?
Пожалуй, пользой, которую могу принести людям. К тому же я по натуре трудоголик, поэтому могу круглосуточно делать то, что мне по душе.
– Вы строгий руководитель?
Если это нужно, то да. А в остальное время я довольно эмпатический человек. У нас в компании работает небольшое количество людей – я поклонник, чтобы людей было меньше, но зарплаты при этом у них были хорошие. Думаю, у нас дружеский коллектив. Однако я всегда отношусь к подчиненным справедливо. Могу проститься с очень профессиональным человеком, человеческие качества которого находятся на нуле. В себе и других прежде всего ценю человечность, честность, верность, готовность прийти на помощь. Считаю, если такие черты у человека есть, все остальное можно научить.
– Каковы Ваши дальнейшие планы?
Я хочу создать представительство Telegram в Европе. А еще мне импонирует мысль сделать образовательную платформу KolisarSchool, где люди сумеют научиться собирать бот-приложения, интегрировать их в системы. Есть много приглашений на различные мероприятия, где я обязательно доношу до людей идеи о новых трендах, о развитии услуг будущего и перспективах в сфере оптимизации бизнеса. Так что график плотный, планы большие и амбициозные.
– Война как-то повлияла на работу компании?
Конечно, мы ведь находимся и развиваем бизнес в Украине, поэтому не стоим в стороне от нашей общей беды. Переживаем войну, как и все украинцы. Чем можем – помогаем армии, платим налоги, потому что понимаем, насколько сейчас это важно, чувствуем несколько спад на рынке, прячемся когда воздушная тревога. В общем, переживаем трудные времена, как и весь бизнес в Украине. Однако живем надеждой на победу.
Наши страницы в социальных сетях:
— https://www.facebook.com/SarkisyanNatalia
— https://www.facebook.com/KS.DigitalAgency
— https://kolisar.com/
Подписывайтесь на Первый Бизнесовий в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!