Запрет маркетинговых договоров в фармацевтической отрасли, который был введен в начале весны, привел не только к росту цен, но и к сокращению ассортимента лекарств. Украинские аптеки постепенно теряют привычный для потребителей выбор препаратов.
Как работал маркетинг
üМаркетинговые договоры возникли как инициатива самих производителей из-за избытка аналогичных препаратов. В Украине на рынке присутствуют десятки аналогов одного препарата – разные производители выпускают анальгин, цитрамон и другие лекарства. Чтобы убедить покупателей выбирать именно их препарат среди многих одинаковых, производители заключали с аптеками маркетинговые сделки.
Аптеки большую часть средств, полученных от этих сделок – до 90% – отдавали потребителям в виде скидок, что соответственно удешевляло стоимость лекарств. Благодаря договорам аптеки имели финансовую возможность держать на полках широкий ассортимент препаратов, включая дорогостоящие импортные лекарства, которые редко покупают. Без этих сделок аптекам невыгодно содержать 10-20 аналогов одного препарата – экономически целесообразнее иметь только самые популярные.
Что изменилось после запрета
После отмены маркетинга производители сохранили денежные средства, которые раньше направляли на скидки потребителям, но при этом не снизили отпускные цены на свои препараты. Аптеки же потеряли компенсацию за содержание широкого ассортимента – теперь каждый редко продаваемый препарат на полке означает ущерб. Поэтому аптеки вынуждены постепенно сокращать выбор лекарства до минимума, а дорогие препараты предлагать только под заказ.
Больше всего этих изменений проиграли потребители – они потеряли и скидки, и привычный широкий выбор лекарств в аптеках. Сегодня ситуацию спасают запасы, накопленные аптеками и дистрибьюторами в феврале-марте. Впрочем, скоро они закончатся, а с ними и привычный ассортимент.
Эксперты отмечают, что текущее регулирование также привело к росту цен на практически весь ассортимент лекарств и падение продаж на около 3%. Участники рынка призывают регуляторов пересмотреть подходы к ограничению маркетинга во избежание ухудшения доступности лекарств для населения.
Подписывайтесь на Первый Бизнесовий в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!
