В Украине до сих пор действует единый тариф на коммунальные услуги для всех категорий населения, независимо от уровня дохода, имущественного положения или социального статуса. Это означает, что миллионер в загородном имении и пенсионер в хрущевке платят одинаковую цену за газ, воду, электроэнергию и тепло. Такая модель, введенная еще в 2000-х годах, все чаще критикуется как экономически неэффективная и социально несправедливая.
По словам экспертов, единый тариф не учитывает реальную платежеспособность населения. В результате государство вынуждено ежегодно тратить миллиарды гривен на субсидии, частично покрывающие расходы даже состоятельных домохозяйств. По оценкам Министерства финансов, до 20% бюджетных средств на компенсацию тарифов попадают в семьи, которые не нуждаются в помощи.
В то же время, международные партнеры Украины, в частности МВФ и Всемирный банк, настаивают на реформе тарифной политики. Они рекомендуют перейти к адресной поддержке, когда государство компенсирует расходы только тем, кто действительно не может платить рыночную цену. Такой подход позволил бы снизить нагрузку на бюджет и сделать систему более справедливой.
Впрочем, внедрение дифференцированных тарифов сталкивается с целым рядом вызовов. Во-первых, это политически чувствительный вопрос: любое повышение цен вызывает общественное недовольство. Во-вторых, для адресной помощи требуется точная база данных о доходах граждан, а цифровизация социального реестра еще не завершена. В-третьих, часть элит, пользующихся льготными условиями, не заинтересована в изменении системы.
Напомним, Правительство пока не озвучило конкретные сроки перехода к новой модели. Однако в проекте бюджета на 2026 год уже заложено сокращение общих субсидий на коммунальные услуги, что может стать первым шагом к реформированию тарифной политики.
Подписывайтесь на Первый Бизнесовий в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!
