Благодаря санкциям сократились поставки российской нефти в страны Евросоюза

Поделиться:

Европейский Союз ввел ряд ограничений против российских судов и решил проблему поставок российской нефти в обход эмбарго.

В 11-м пакете санкций (июнь 2023 года) ЕС ввел запрет на доступ в порты ЕС для судов, которые транспортируют российскую нефть и осуществляют перевалку с судна на судно. В 12-м пакете (декабрь 2023-го) было введено требование уведомления о продаже танкеров всем третьим странам.

А в последнем, 14-м пакете с июня этого года ЕС одобрил меры, направленные на конкретные суда, участвующие в войне России против Украины и подпадающие под запрет на доступ к портам и запрет на предоставление услуг.

«Эти суда могут быть определены по многим причинам, таким как их поддержка (российской агрессии против Украины, — ред.) через транспортировку военного оборудования для России, транспортировку украденного украинского зерна и поддержку развития энергетического сектора России, например, через транспортировку компонентов СПГ или перевалку СПГ. Эта мера также нацелена на танкеры, являющиеся частью «теневого флота» Путина, которые обходят ограничения ЕС и Price Cap Coalition (по верхней цене на российскую нефть, — ред.), используя при этом обманчивую практику судоходства, полностью игнорируя международные стандарты», — говорится в ответе Еврокомиссии.

Поставки российской нефти в ЕС идут только подпольно

По данным руководителя мониторинговой группы Черноморского института стратегических исследований Андрея Клименко, за последние месяцы только около 5% российской нефти попадает в ЕС. В то время как раньше в страны ЕС поступало вдвое больше.

Российская нефть подпольно, в небольших количествах, все еще экспортируется через порты Италии, особенно сицилийские, а также Грецию и Испанию.

До недавнего времени имели место рейдовые перевалки с судна на судно в Лаконском заливе у берегов Греции. Однако эту страну «дожали» и с мая этого года в заливе бессрочно «проводят военные учения со стрельбами», поэтому сейчас перевалка там невозможна. Однако российские танкеры переместились к берегам острова Хиос, к югу от Лаконского залива или совершают перевалку прямо в открытом море.

Какие судовладельцы возят российскую нефть

Российский экспорт обслуживают суда нескольких категорий. Значительная часть – собственно российские, владельцами которых являются компании, зарегистрированные в ОАЭ или так называемых «странах удобного флага»: Либерия, Панама, Маршалловы острова и т.д. Иногда для этого используются сложные схемы.

«Не обязательно осуществляется переход права собственности на судно. Это может быть и смена собственности компании. То есть они просто взяли какую-то дубайскую компанию, которой принадлежат танкеры и перекупили ее. И ты этого не видишь и не понимаешь. Где-то потом, когда мониторишь движение многих танкеров, ты замечаешь, что этот танкер вдруг стал возить другую нефть по другому маршруту», — говорит уполномоченный президента Украины по санкционной политике Владислав Власюк.

Отдельная категория – суда в собственности турецких и китайских компаний. Однако до сих пор наибольшую часть составляют танкеры из Евросоюза — Греции, Мальты и Кипра.

Напомним, в июле греческие ВМС продолжили предупреждение, которое фактически запрещает движение судов у побережья юго-восточной части Пелопоннеса. Это сделано с целью воспрепятствовать перекачиванию российской нефти с судна на судно у берегов Греции.

Подписывайтесь на Первый Бизнесовий в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!

Читайте также
20 ноября 2024 года - 11:32
Бизнес-бранч – это пространство для обмена идеями, опытом и вдохновением,...
19 ноября 2024 года - 14:48
Верховная Рада Украины приняла в целом Проект Государственного бюджета на...
15 ноября 2024 года - 21:39
Регуляторы Европейского Союза были оштрафованы компанией Meta Platforms Inc. на...
11 ноября 2024 года - 17:45
Вино занимает уникальное место в культуре, гастрономии и экономике многих...