Команда KibOrg получила доступ к эксклюзивным документам из Министерства транспорта Российской Федерации, а также к Плану развития железной дороги на оккупированных территориях, которая проходит в том числе и через Мелитополь.
Документы раскрывают стратегические планы России по железнодорожной инфраструктуре в оккупации.
Общее состояние железных дорог в оккупации
В письме заместителя Минтранса РФ Василия Десяткова говорится о рассмотрении проекта программы по развитию железнодорожной отрасли на «новых субъектах». Команда KibOrg проанализировала полный Проект программы развития железнодорожной отрасли, а также пояснительную записку к нему. Посмотреть использованные в статье материалы можно по ссылке.
Свою «железную дорогу» террористы так называемых «ДНР» и «ЛНР» создали еще в 2015 году. После оккупации значительной части территорий Запорожской и Херсонской областей, в этих регионах также были созданы свои «железные дороги».
Мелитопольскую «железную дорогу», по крайней мере на момент создания Плана, нельзя было интегрировать в Донецкую и Луганскую из-за отсутствия движения на участке «Донецк-Волноваха». Однако россияне отмечают ее потенциал, что со временем позволит вывозить зерно и металлы из области. Большинство же имущественного комплекса так называемой «Херсонской железной дороги» находится на правом берегу Днепра, что делает невозможным его инвентаризацию.
29 мая 2023 года оккупанты создали государственное предприятие «Железные дороги Новороссии», которое имеет целью объединить все четыре железные дороги, а также концерн «Железные дороги Донбасса». Ожидается, что до конца 2024 года будет запущен маршрут, соединяющий Ростов-на-Дону с Крымом через материковую часть Украины. Этот маршрут контролируют «Железные дороги Новороссии».
Отдельного внимания заслуживает зарплата железнодорожников в оккупации. Так, в марте 2023 года средняя заработная плата работника «железной дороги» в оккупированных Донецкой и Луганской областях колебалась между 22 и почти 25 тысячами рублей, что в пересчете на тот момент составляло около 300 долларов. Россияне признают, что эти показатели являются не только наименьшими в регионе, но и в отрасли в целом. Железнодорожники на оккупированной территории Херсонщины и Запорожья получали якобы почти вдвое больше, а именно 40.900 рублей в месяц.
Фиксированная статистика на 2022 год
Аннексированным регионам Украины Россия предусматривала функцию сырьевого придатка. В документе Проекта приведены данные по загрузке различных товаров в 2022 году.
Так, согласно информации оккупантов, на территорию Российской Федерации суммарно было вывезено 13.9 миллионов тонн (205 тысяч вагонов) товаров, в частности черных металлов, угля и кокса. Преимущественно с оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей. Еще якобы всего 456 тысяч тонн зерна, из которых 302 тысячи на территорию оккупированного Крыма.
Планы оккупантов до 2030 года
Основным драйвером роста товарообмена оккупанты видят увеличение добычи угля на Донбассе. Если загрузка на оккупированных железных дорогах в 2022 году суммарно составила 14.3 млн. тонн, то в 2030, по оценкам из документа, россияне хотят достичь 55.5 млн. тонн, то есть почти в 4 раза больше.
Так, в структуре загрузки на донецкую «железную дорогу» приходится более 50 процентов угольных грузов, а также 20 процентов металлов. К 2030 году оккупанты рассчитывают загружать около 7.4 млн. тонн угля ежегодно.
Если в 2023 году по железной дороге было вывезено 600 тысяч тонн зерна, к 2030 году этот показатель хотят увеличить до почти 5.5 млн. тонн. Предусматривают также увеличение показателей для рудных грузов, которые будут составлять около 50 процентов от общих перевозок.
Левобережье Херсонщины оккупанты рассматривают в основном для вывоза зерна, а также инертных грузов. До 2030 года предусмотрен ежегодный вывоз 1.2 млн. тонн в год. Это будет составлять более 60 процентов от общей загрузки товаров на Херсонщине.
В структуре грузопотоков экспортные перевозки через порты Азово-Черноморского бассейна в объемах до 30 процентов от общей нагрузки будут формировать уголь, черные металлы и зерно. «Внутренне российский» транзит по оккупированной территории будет формировать грузооборот в направлении крымской железной дороги с ориентировочной оценкой до 20 процентов.
Подобные показатели вряд ли можно будет достичь при условии активных боевых действий, а также диверсий непосредственно в оккупации. Глава ГУР Кирилл Буданов заявил, что железная дорога может быть проблемой, однако считает, что Украина «с этим справится».
Напомним, в Министерстве обороны Российской Федерации 20 мая заявили о том, что подразделения «Южной» группировки войск якобы сумели захватить село Белогоровка в Луганской области и «заняли более выгодные рубежи и позиции».
Подписывайтесь на Первый Бизнесовий в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!