Человечность сейчас в тренде, об этом говорят и компании, и эксперты в своих выступлениях. Когда он зародился? Когда он стал самым заметным? И как ввести изменения, чтобы быть человечным?
Самый масштабный тест на человечность, как бы это ни печально звучало, стартовал 24 февраля 2022 года. Именно эта дата, кроме прочего, отсчитывает оценку руководства компаний и их решений. Человеческих и не очень. Оценке и командами и обществом.
На что в первую очередь обратили внимание? На сохранение команды. Естественно, экономия ресурсов в кризисном состоянии имеет место быть, но за счет оптимизации других расходов, не сокращения штата. Именно сохранение рабочих мест являлось ярким маркером проявления человечности от бизнеса.
Откуда человечность берет начало? У нас первое мнение, первая трансляция была именно от владельца бизнеса. И целью, целью было сохранить компанию и сохранить непосредственно людей в компании. А задача менеджмента – организовать процессы, чтобы достичь цели, сохранить рабочие места.
Так возникла программа «Все делают все», потому что мы не знали, что делать, куда двигаться, но руководствовались принципом, что все решения, все знания, которые мы можем найти, находятся внутри компании. И кто-либо из сотрудников может предложить удачное решение, например, обзвонить клиентов и сообщить, что компания не остановила работу и адаптируется к условиям войны, и при этом спросить клиентов, у них ли все хорошо и они ли в безопасности.
Задача программы была найти работу каждому работнику, поэтому даже разработчики и айти-работники звонили по телефону клиентам, уточняя адрес доставки, или переспрашивали об их состоянии. Это пример проявления человечности и по отношению к команде – сохранить работу, и по отношению к клиентам – проявить неравнодушие, заботу и продолжать оказывать сервис, несмотря на хрупкое состояние всего вокруг.
В апреле 2022 года из программы Все делают все вырос проект Ты как?. (Кстати, интересно было наблюдать, как спустя почти год стартовала Всеукраинская программа программы ментального здоровья, инициированной первой леди Украины Еленой Зеленской с аналогичным названием «Ты как?»). Сначала коллеги, которые находились в киевском офисе, обзванивали сотрудников, покинувших дома, релоцировались и расспрашивали о ментальном состоянии, начиная с «Ты как?». И эта идея, кстати, была именно изнутри, чтобы мы звонили по телефону друг другу, поддерживали и понимали, где мы находимся сейчас. Приятно видеть, что простая забота о ближнем, о коллегах, имеет подобное отражение в масштабной программе поддержки ментального здоровья.
Вопрос «Ты как?» не было риторическим. При необходимости бизнес подключался к решению бытовых, но важных проблем своих работников. Так когда возникала необходимость вывезти детей сотрудников в относительно безопасные регионы, то к этому процессу подключился и владелец бизнеса лично. Поэтому здесь действительно важно не просто спросить, а быть готовым действительно помочь человеку из команды.
А еще важно понимать, что невозможно транслировать в коллективе ценности, если они не ценности владельца компании. Есть смысл организовывать процессы, опирающиеся на общие ценности, такие как человечность. Война в первые три месяца, когда не все верили, что все удастся нормализовать и «выгрести», через некоторое время придало уверенности, что самое сильное в компании – это именно команда и люди, которые готовы, несмотря на все трудности, собраться и вместе преодолеть сложный путь. И верящие, что, что бы ни случилось, компания найдет решение. И это было самым важным.
Быть человечным – это помогать работникам не выгореть. Убедить своевременно уйти в отпуск. Вовремя выключить ноутбук и не завершать работу в полночь. Ибо рано или поздно такой человек начнет терять фокус, его начнет все раздражать. Сказать просто «уходи в отпуск» мало, поэтому мы уже два года учим коллег распознавать собственные потребности. Это то, что тебя вдохновляет, дает ресурс, силы. А мы в большинстве своем не научены слышать, а что именно дает мне силы, что помогает восстанавливаться. Есть знакомые шаблонные варианты – поехать за город, сходить в бассейн или спа, на массаж и т.д. Но нужно научиться слышать свои собственные потребности, среди которых может просто остаться дома, выключить телефон и целый день смотреть сериал или гулять с собакой.
Для выявления этих потребностей мы ввели целую программу, целью которой было выявить, как понять свои потребности и затем, как понять потребности других.
Бизнесам следует принять, что когда люди вовремя отдыхают и восстанавливаются, они приносят новые, свежие идеи. Им нравится идти в офис, общаться с другими и выполнять свою работу.
Как внести изменения в компании? В том числе, когда речь идет об имплементации такой ценности, как человечность. Это может быть одним из двух путей – кризисным или эволюционным. Любой кризис активизирует процессы (мы все это видим на примере войны). Например, ценность жизни была осознана тогда, когда ощутима реальная угроза ее потери. Второй метод – эволюционный, постепенно прибавляя знания, дозированно, «по ложечке». Но мне нравится формула изменений Бекхарда, согласно которой изменения происходят при наличии трех составляющих, ни одна из которых не равна нулю. Первая – недовольство тем, что есть. Второе – когда я вижу то, куда я хочу прийти. Третье – когда я понимаю первые шаги к изменениям, которые помогут достичь целей. Я могу не видеть весь путь, но понимать направление и первые шаги по достижению. Но если выпадает, хоть один фактор, формула не работает.
Автор: Анна Нетребская, представитель акционера в компании Meest China
Подписывайтесь на Первый Бизнесовий в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!