В Украине происходит стремительный рост продаж электромобилей (battery electric vehicles – BEV). Такая динамика отвечает и трендам в ЕС, которые стали ответом автопроизводителей на усиление правового регулирования выбросов углерода, что побудило их продвигать на рынке «чистые» транспортные средства на электрической тяге вместо традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, которые потребляют ископаемое топливо и вредят климату.
Но украинские водители в своем выборе при покупке авто руководствуются, прежде всего, не «зеленой» доминирующей в ЕС повесткой дня, а более прагматическими факторами.
Детальнее о национальных особенностях автомобильного рынка и средств маркетинга, которые применяют дилеры, чтобы повлиять на потребительский выбор – в обзоре «Первый Бизнес».
Сразу несколько ведущих исследовательских институтов, подводя итоги украинского авторынка за июнь и первое полугодие текущего года, зафиксировали высокие темпы продаж электрокаров.
Так, по данным киевского Института исследований авторынка (ИДАР), общий объем сегмента электромобилей в стране к концу июня составил почти 9000 единиц. Это на 2,3% меньше, чем в мае текущего года, но на 43,4% больше против прошлогодних показателей июня.
Аналитики ИДАР отмечают, что основную долю продаж в июне составляли подержанные импортируемые электромобили – 53,3%, или 4792 единицы.Внутренние перепродажи BEV достигли 30,4%, или 2735 единиц. На новые электрокары пришлось 16,2% – 1458 единиц, и это стало абсолютным рекордом количества первых регистраций в этом сегменте в Украине.
Ассоциация автопроизводителей Украины «Укравтопром» представила более широкую картину, которая вырисовывается на рынке. По ее подсчетам, в течение июня в Украину было завезено из-за границы около 20 тыс. легковых автомобилей с пробегом (т.е. б/у), среди которых доля электрокаров составила 23%, гибридных – 5%, с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) – 72%.
В целом же в первой половине 2025 года украинцы зарегистрировали 31 753 электромобиля, что на 30% больше, чем за аналогичный период 2024 года. «Основную часть новых регистраций составляют именно легковые электрокары – 30 763 единицы, показатель вырос на 28%. Коммерческих электромобилей было зарегистрировано 987, это рост на 12%, а электробусов – 3, что на 2 больше, чем в прошлом. В то же время, доля новых электромобилей среди всех регистраций составляет 18%, что чуть меньше прошлогоднего показателя в 20%», — отмечают в «Укравтопроме».
Положительную динамику в сегменте электрокаров зафиксировали и у компании AUTO-Consulting. По ее данным, в течение января – июня 2025 г. общий объем рынка новых авто в Украине достиг 33,7 тыс. единиц – это почти соответствует показателю в прошлом году (-0,96%). При этом значительно возросла доля продаж электромобилей: если за первое полугодие она достигла 18%, то в июне потребительский аппетит помог BEV отвоевать 24% рынка.
В целом, на украинском авторынке происходит замедление темпов продаж, однако сегмент электромобилей в этом году имеет все шансы сохранить и даже усилить рост. Аналитики ИДАР объясняют этот тренд приближающимся завершением срока действия льготного налогообложения при растаможке электрокаров в конце 2025 года.
«Это неизбежно повлечет за собой повышение их стоимости как минимум на 20–30%, в то же время сузится предложение для потребителей. Также к своему добавляют цены на горючее, которые поднялись сразу на несколько гривен за литр, что дает преимущества именно электротранспорту», — говорится в сообщении института.
Главная движущая сила, провоцирующая значительный интерес украинских водителей к покупке BEV – это попытка успенчить сэкономить на приобретении «чистого» автомобиля до начала нового года. С этим согласен основатель и директор информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий
«Положительную динамику в спросе на электрокары определяет последний год импортных льгот. Напомню, что с 1 января 2026 они должны потерять послабление по уплате НДС и пошлины. А это – где-то 30% общей стоимости. Поэтому все желающие приобрести электрокар пытаются это сделать в 2025 году», — отметил он в комментарии «Первый Бизнесовый».
Относительно влияния торговых войн, ставших неотъемлемой частью мирового авторынка в результате политики президента США Дональда Трампа, они привели к росту цен из-за проблем в логистических цепочках и более дорогих затрат на производство. «Это происходит и в Соединенных Штатах, откуда в Украину поставляются автомобили даже европейских брендов, например BMW X5, X7, Mercedes-Benz GLE, GLS», — сказал Олег Омельницкий.
Такое развитие событий повлияло на то, что на украинском авторынке все более популярными становятся BEV из Китая. Эксперт также обратил внимание на дополнительное влияние и государственной политики Пекина, «довольно активно» способствующего импорту электромобилей своих производителей.
«Это привело к Украине настоящий бум среди желающих начать торговлю китайскими авто», – отметил Олег Омельницкий. Однако это не привело к росту объемов легальной торговли, которая обеспечивает налоговые поступления в государственный бюджет Украины, требующий значительных средств на финансирование военных нужд.
По подсчетам AUTO-Consulting, сейчас 25% украинского рынка BEV – это «серые» поставки из Китая, которые обходят каналы официальных импортеров и их сервисные сети. «Мы сдаем свой рынок китайским электрокарам за разницу в цене, которые взамен даже не предлагают нам должного сервиса. А вот желание становиться автомобилистами в Украине остается и прогрессирует», — обратил внимание собеседник «Первый бизнес».
Олег Омельницкий также обратил внимание, что поскольку цена является определяющим фактором, влияющим на выбор украинцев при покупке автомобилей, на внутреннем рынке происходит значительное падение лояльности к брендам. В таких условиях маркетинг, креатив и улучшение технологий продаж не являются приоритетом импортеров и дилеров, стремящихся к росту бизнеса.
По наблюдениям эксперта, наиболее эффективными с точки зрения влияния на потребителей и увеличения объемов продаж с начала 2025 года оказались три проекта, отличавшихся уникальным подходом – от автосалонов AWT Studio, VIDI Автодинастия и Renault Trucks Украина.
Так, в мае на территории бизнес-центра UNIT.City в Киеве открылось инновационное пространство AWT Studio, аналогов которому пока нет в Европе. Это не автосалон или шоурум в классическом восприятии, а место, где поклонники немецкого бренда BMW могут ознакомиться с новинками любимого автопроизводителя и узнать о любых нюансах комплектаций и отделочных материалов с помощью визуального, цифрового и лайфстайл-опыта.
Второй пример удачного и нестандартного подхода для усиления интереса к бренду – это коллаборация Исторического автоклуба и сети автосалонов VIDI Автодинастия, которые при финансовом участии Креди Агриколь Банка провели исследования и нашли старейшую в мире Toyota. Это оказалась Toyota AA 1936 года производства, которая в оригинальном состоянии хранится в музее Louwman в Нидерландах.
Также Олег Омельницкий отметил еще один проект Исторического автоклуба – выпуск книги компанией Renault Trucks Украина об истории Renault, Berliet и других брендов, которые в течение 130 лет объединились в группу Renault Trucks. В издание вошли фотографии автомобилей, сделанные в Украине, а также рассказ об участии украинской команды в соревнованиях Dakar Classic на грузовике этой известной французской компании.
«Я не вижу особых маркетинговых технологий в Украине сейчас. Все традиционно, грустно и однообразно, за очень редкими исключениями», — подытожил собеседник «Первый Бизнесовый».
Автор: Светлана Долинчук
Национальный банк Украины установил официальные курсы валют на среду 10 декабря 2025 года
Немецкое издание Bild обнародовало оценку экспертов по финансовым возможностям Кремля
3 декабря 2025 года в КВЦ «Парковый» состоялся XII RAU Summit 2025 – одно из…
В Украине действует особый механизм авансовых пенсионных выплат, позволяющий отдельным категориям граждан получить сразу несколько…
В Украине пенсионеры с инвалидностью могут повысить размер своих ежемесячных выплат на тысячи гривен
В Украине напомнили о серьезных рисках, несущих теневые зарплаты