Доходы на импорте, расходы на пределе: как выглядит бюджет Украины в 2025 году

В условиях кризисной экономики бюджет превращается в индикатор выживания, амбиций и пределов возможного. Он показывает, где на самом деле приоритеты, какие сферы государство поддерживает в первую очередь и как распределяет дефицитный ресурс. В апреле 2025 года Украина вышла на рекордный уровень расходов — это не случайность, а концентрация воли, денег и времени. Что за этим стоит, какие суммы пошли на ключевые направления и что всё это означает в стратегическом масштабе — анализируем ниже.

Расходы: каждая гривна под контролем

Финансовое напряжение достигло пика — в апреле государственные расходы составили 329,9 млрд грн, что на 65% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из этой суммы:

125,7 млрд грн было направлено на оплату труда, в том числе 96,6 млрд грн — на денежное обеспечение военнослужащих.

83,9 млрд грн потрачено на обеспечение армии и силовых структур, включая закупку оружия, амуниции, топлива и продовольствия.

54,1 млрд грн направлено на социальное обеспечение, из которых 33,7 млрд грн — на помощь семьям с детьми, 20,7 млрд грн — на жилищные субсидии.

34 млрд грн потрачено на обслуживание государственного долга.

В целом, за первые четыре месяца 2025 года кассовые расходы общего фонда госбюджета составили 1,2 трлн грн — на 25,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года.

Доходы: источники финансирования

Когда основные источники наполнения бюджета — налоги на импорт, акцизы и внешняя помощь, структура доходов чётко показывает, что экономика больше потребляет, чем производит. В апреле 2025 года доходы государственного бюджета Украины составили 336,2 млрд грн, из которых:

274,7 млрд грн поступило в общий фонд бюджета.

69,2 млрд грн получено в виде международной помощи (грантов), что в 25 раз больше, чем в апреле 2024 года.

63,9 млрд грн перечислил Национальный банк Украины как часть своей прибыли.

Основные источники доходов:

  • НДС на импорт — 40,6 млрд грн.
  • Акцизные сборы — 24,2 млрд грн.
  • Налог на прибыль предприятий — 5,6 млрд грн.

В целом, за первые четыре месяца 2025 года доходы государственного бюджета составили 1,262 трлн грн — на 49,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года.

Оборона: приоритет №1

В 2025 году Украина планирует потратить на оборону и безопасность 2,2 трлн грн, что составляет около 26,3% ВВП. Это рекордный показатель, подчёркивающий приоритетное финансирование Вооружённых Сил и других силовых структур. Эти средства направляются на:

  • Зарплаты военнослужащих.
  • Закупку и ремонт вооружения.
  • Поддержку семей погибших.
  • Развитие оборонно-промышленного комплекса.

Прогнозы: экономический рост и инфляция

После лет финансовых потрясений экономика Украины постепенно входит в фазу осторожного восстановления. Ожидаемый рост реального ВВП составляет 2,7%, что несколько ниже темпа прошлого года (3,6%), однако сигнализирует: фундамент остаётся устойчивым, несмотря на вызовы.

По оценкам Национального банка, инфляция достигнет 6,9%, что указывает на контролируемую стабилизацию цен. Гривна постепенно укрепляется, а потребительские ожидания смягчаются. В фокусе государственной политики — сдержанная эмиссия, фискальная дисциплина и акценты на производительность.

Международная поддержка: сигнал доверия к финансовой системе Украины

Финансовое сотрудничество с ключевыми партнёрами усиливает способность Украины удерживать бюджетное равновесие в сложных условиях. Согласно данным Госдепартамента США, общий объём помощи от Соединённых Штатов достиг 66,5 миллиарда долларов. Речь идёт о комплексной поддержке, охватывающей оборонное, гуманитарное и административное направления, и подтверждающей высокий уровень доверия к фискальной дисциплине украинской стороны.

Параллельно Европейский Союз обеспечивает масштабное финансовое участие: согласовано выделение до 35 миллиардов евро до 2025 года. Эти средства направляются на поддержание макроэкономической стабильности, обеспечение социальных программ и финансирование критически важных секторов государственного управления.

Инструменты финансирования — от безвозвратных грантов до программ макрофинансовой помощи — уже интегрированы в бюджетную архитектуру Украины. Они позволяют правительству покрывать текущие расходы и действовать в стратегическом горизонте, планируя системные реформы и долгосрочную экономическую трансформацию.

Автор: Анна Захаревич, аналитик бизнеса, стратегии и экономики

Юрий Шевченко

Share
Published by
Юрий Шевченко

Как будут оценивать эффективность PR в 2026 году и при чем здесь ИИ

Искусственный интеллект все чаще определяет, что именно люди узнают бренд и готовы ли его выбрать

3 часа ago

Нордическая поддержка Украины: в KSE состоялась международная конференция о восстановлении, устойчивости и евроинтеграции

8 декабря в Киевской школе экономики (KSE) состоялась международная конференция "Nordic Support to Ukraine's European…

3 часа ago

Украина без света: 10 декабря отдельные города останутся без электричества до 12 часов

В столице 10 декабря были введены расширенные графики отключения электроэнергии

6 часов ago

Курс валют на среду: доллар и евро выросли, злотый стабилен

Национальный банк Украины установил официальные курсы валют на среду 10 декабря 2025 года

6 часов ago

Bild: У Кремля деньги на войну еще 18 месяцев, но санкции могут сократить этот срок

Немецкое издание Bild обнародовало оценку экспертов по финансовым возможностям Кремля

6 часов ago

XII RAU Summit 2025: международные ритейлеры возвращаются, девелопмент оживает, инновации становятся стандартом

3 декабря 2025 года в КВЦ «Парковый» состоялся XII RAU Summit 2025 – одно из…

8 часов ago