Выбор формата образования для ребенка, оказавшегося за границей, — это уже не формальность, а вопрос стратегии. Оно включает правовые аспекты, соответствие учебных программ, психолого-педагогическую адаптацию и перспективы дальнейшего признания результатов. Для многих семей это еще и вызов, ведь решение приходится принимать в условиях разных стандартов и требований стран пребывания.
Как найти оптимальный баланс между интеграцией в местную систему и сохранением украинской образовательной траектории, объясняет Александра Кирина, проректор по индивидуальному и дистанционному обучению Частного высшего учебного заведения «Европейский университет».
– Насколько реально получить полноценное украинское образование, находясь физически за границей? Какие условия должны быть выполнены для этого?
Александра Кирина: Получить такое образование, находясь за границей, вполне реально. Законодательство предусматривает две формы получения общего среднего образования – институциональное и индивидуальное.
Индивидуальная форма – это, в частности, экстернат или семейное обучение, которые предлагают украинские школы. Экстернат дает наибольшую свободу: ребенок готовится в собственном темпе, проходит оценку и получает документ об образовании.
С учетом того, что за границей большинство детей посещают местные школы, институциональная дистанционная форма (с регулярными онлайн-уроками и еженедельной нагрузкой) подходит не всем. Поэтому чаще всего выбирают самое семейное обучение с периодическим посещением школы или экстернат, который дает гибкий график и возможность совмещать обучение в двух системах.
— Какие типы дистанционного образования сейчас официально доступны для украинских детей за границей – и в чем между ними разница?
Александра Кирина: Система украинского образования предлагает разные подходы, позволяющие организовать обучение за пределами страны. Есть дистанционное обучение, которое предусматривает онлайн-уроки по недельному расписанию в синхронном и асинхронном режиме, и индивидуальная форма получения образования, охватывающая экстернат, семейное обучение и педагогический патронаж.
Эти форматы отличаются по организации учебного процесса. Дистанционное обучение – это регулярные онлайн-уроки по расписанию. Экстернат предусматривает самостоятельное овладение материалами и прохождение итоговой оценки, с возможностью получать консультации от учителей. Педагогический патронаж осуществляется в Украине для детей по медицинским показаниям. Семейное обучение базируется на самостоятельном изучении материала на дому с периодической поддержкой педагогов.
– Что на самом деле означает украинский диплом для ребенка за границей?
Александра Кирина: Каждая страна устанавливает свои правила по признанию украинского документа об образовании. Диплом государственного образца Украины дает возможность продолжить обучение и поступать в заведения высшего образования за рубежом. Такая практика существует уже много лет и распространена, в частности в странах Европы, где украинские выпускники успешно поступают и учатся в вузах.
— Каким образом организован контроль знаний у учащихся, получающих образование по дистанционной форме? Как школа убеждается, что ребенок действительно усвоил программу?
Александра Кирина: Контроль знаний в школах, где есть дистанционные классы, осуществляется в соответствии с утвержденным расписанием уроков, которые проходят онлайн. Учитель выходит на связь через разные сервисы – это может быть Zoom, Google Meet или другие платформы, позволяющие проводить уроки дистанционно.
Для проверки усвоенного материала также используются онлайн-платформы, которых сегодня очень много. Например, учитель посылает ссылку на задание, и автоматизированная система проверяет ответы учащихся. Или применяется традиционный способ: ребенок выполняет работу, фотографирует его и посылает учителю, который может таким образом провести контроль знаний.
– В каких странах сейчас самый большой спрос на такую форму образования? Какие сложности возникают с точки зрения часовых поясов, языковой среды и мотивации детей?
Александра Кирина: Наибольший спрос наблюдается в странах Европы: значительное количество украинских детей учится в Германии, Польше, Чехии, Испании и странах Балтии. В пандемию в этот перечень входили также Канада, США и Великобритания.
Что касается часовых поясов, то для таких стран как Канада, США или Япония требуется индивидуальный подход к организации занятий. Отдельный вызов – сохранение мотивации, ведь главная цель для детей за границей – получить украинский документ об образовании. К сожалению, часть учеников вне Украины вообще не охвачена украинской системой образования, и именно таких детей и их родителей нужно заинтересовать и привлекать.
– Насколько этот формат готовит детей к ВНО и Национальному мультипредметному тесту (НМТ), а также к поступлению в украинские заведения высшего образования? Какие успешные примеры?
Александра Кирина: Индивидуальная форма получения образования, при условии качественной подготовки, может даже лучше подготовить ученика к прохождению ВНО или НМТ, чем очный формат.
Это объясняется тем, что большинство учебного процесса составляет самостоятельная работа: анализ и разбор материалов, проработка тем в более глубоком объеме. Такой подход формирует у учащихся навыки, необходимые для успешной сдачи тестов. Если ребенок ответственно и полностью прорабатывает материал, добиться высокого результата вполне реально.
Примеров успешной сдачи экзаменов немало. Учащиеся, получавшие украинское образование за рубежом, составляют НМТ в специально созданных пунктах тестирования в разных странах мира и показывают высокие результаты. После этого они успешно поступают как в украинские заведения высшего образования, так и в университеты за рубежом.
— Как работает экстернатная форма обучения для детей за рубежом? Каков ее правовой статус и что происходит на практике?
Александра Кирина: Экстернат – это индивидуальная форма получения образования, когда ученик самостоятельно прорабатывает материал и проходит оценку по всем предметам. Для ребенка составляется персональный учебный план с указанием ориентировочных сроков сдачи материала и графиком консультаций. Консультации проводятся дистанционно: учитель объясняет материал, дает задания, проверяет контрольные работы. По результатам выставляется годовая оценка, и ребенка могут перевести в следующий класс.
Некоторые государственные учебные заведения были созданы специально для работы с индивидуальными формами, в частности, экстернатом. К примеру, в Киеве с 1998 года работает государственная школа, которая специализируется именно на этом формате. С 2007 года работает государственное учреждение индивидуального образования, для детей, которые находятся за пределами Украины. Сегодня, по имеющейся динамике, экстернат профессионально организуют немногие заведения, и большинство из них — частные.
В настоящее время большинство детей, которые находятся за границей и находятся в системе образования Украины, зачислены или переведены именно на экстернат. Такой формат позволяет оставаться в украинской образовательной системе и гибко сочетать обучение в двух странах.
– Для кого экстернатная форма является наилучшим решением? И когда она неэффективна или рискована?
Александра Кирина: Экстернат является оптимальным вариантом для детей, которые по уважительной причине не могут посещать школу очно. Это, в частности, ученики, находящиеся за границей, дети с проблемами со здоровьем, а также профессионально занимающиеся искусством или спортом и не имеющие возможности придерживаться школьного расписания. Для таких учащихся экстернат обеспечивает необходимую гибкость и позволяет совмещать обучение с другой деятельностью.
Неэффективной и рискованной эта форма может быть тогда, когда родители выбирают ее, считая, что это более легкий путь. На самом деле самостоятельное обучение требует высокой организованности и ответственности. Не все дети готовы к такому формату, а иногда поддержке и навыкам работы самостоятельно не хватает и самим родителям. В таких случаях существует риск потери образования, если не обеспечить достаточного контроля и мотивации.
– Как построен процесс аттестации и организации обучения для экстернов?
Александра Кирина: Аттестация — это термин, который мы используем для государственной итоговой проверки учащихся 4-х, 9-х и 11-х классов, то есть итоговых экзаменов. Во всех остальных случаях для экстернов речь идет о текущей оценке: выполнении контрольных работ, тестов и других задач.
Частота контроля определяется индивидуальным учебным планом, который составляет учебное заведение для каждого ребенка. В нем прописаны ориентировочные сроки сдачи материала по каждому предмету и график консультаций. Такой подход позволяет организовать обучение максимально удобно и сочетать его с другими обстоятельствами.
Если учащийся несовершеннолетний, ответственность за организацию его самообучения лежит прежде всего на родителях. Школа обеспечивает все необходимые материалы, консультирует, направляет и производит оценки. Кстати, еще с 2020 года решением Кабинета Министров Украины обязательная государственная итоговая аттестация была отменена из-за пандемии и войны.
— Принимает ли экстернат детей, длительно не обучавшихся с украинской программой?
Александра Кирина: Да, конечно. Во-первых, экстернат возрастом не ограничивается. Во-вторых, именно по этой форме можно пройти оценку сразу за несколько классов в течение одного учебного года. Если ребенок раньше вообще не получал украинское образование, проводится процедура определения уровня учебных достижений: мы оцениваем, в какой класс его можно отнести, и таким образом оформляем поступление.
– Как дистанционная или экстернатная форма образования влияет на социализацию ребенка за границей? Не чувствует ли она изоляцию без школьного коллектива?
Александра Кирина: Когда ребенок попадает в иностранную среду без родного языка, его относят к классу, где он ничего не понимает, — это становится серьезным испытанием. Нехватка общения с украиноязычными сверстниками только усугубляет трудности.
Адаптация происходит индивидуально, но для большинства детей обучение в иностранной школе – настоящий вызов. На этот процесс влияют возраст ребенка, сопровождение за границей, семейные обстоятельства и готовность родителей поддержать и смягчить период адаптации. Важную роль играют не только одногодки, но и администрация и учителя школы, в которую попал ребенок. Само сочетание этих факторов определяет, насколько успешно она пройдет этот путь.
Может ли экстернат быть путём для детей, которые учатся офлайн в школах ЕС, но хотят сохранить украинскую программу? Как это работает на практике?
Александра Кирина: Это удобный формат для тех, кто учится в местных школах за рубежом и вместе с тем хочет оставаться в украинской системе. Экстернат позволяет совместить местную программу с выполнением требований украинского учебного плана и получить документ об образовании государственного образца. На практике это реализуется через сотрудничество с украинским учреждением, имеющим лицензию на выдачу таких документов.
— Какую роль сегодня играют украинские субботние/воскресные и пятидневные школы за границей и как устроено их взаимодействие с украинской системой образования?
Александра Кирина: Украинские субботние, воскресные и пятидневные школы за рубежом играют важную роль в сохранении языка, культуры и связи с Украиной для детей, живущих в других странах. Они действуют во многих государствах Европы и мира. Среди наиболее мощных примеров — Международная украинская школа Литвы, где учится более двух с половиной тысяч украинских детей и работает более трехсот педагогов из Украины; пятидневный лицей в Стамбуле; а также ряд полноценных учебных заведений в Польше.
Механизм взаимодействия с украинской системой предусматривает сотрудничество с лицензированными учреждениями в Украине, имеющими право выдавать документы по образованию. Уровень качества работы отличается: одни ограничиваются формальным подходом, другие обеспечивают полный цикл – от методической и информационной поддержки до проведения оценки. Например, в моем учреждении, лицее в структуре частного учреждения, мы работаем с образовательными центрами за рубежом, проводим контроль и оценку на территории пребывания учащихся, выдаем документы об образовании Украины. Это позволяет детям сохранять связь с Украиной, даже учась в другой стране.
Считаю, что государство должно дифференцированно подходить к выдаче разрешений: ведь пятидневная школа, работающая по полному государственному стандарту, и субботнее учреждение с ограниченным перечнем предметов нуждаются в различных форматах взаимодействия. Такой адресный профессиональный подход будет способствовать повышению качества и прозрачности системы, а также обеспечит украинским детям за рубежом надлежащую поддержку и образование.
Интервью провела и подготовила Захаревич Анна
С 1 января 2026 года минимальная пенсия для украинцев составит 2595 грн
ПриватБанк сообщил, что несмотря на автоматическое продление срока действия карточек на 30 месяцев, отдельным группам…
Правительство заложило в Государственный бюджет-2026 повышение минимальной пенсии для украинцев
Национальный банк Украины сообщил о существенном росте международных резервов страны
Право на безвозмездную приватизацию земельных участков, гарантированное Конституцией, на практике превращается в дорогостоящий процесс
Парламент принял закон, временно увеличивающий ставку налога на прибыль банков с 25% до 50%