В какой-либо кризисной ситуации, а тем более во время войны, молчать или исчезать из публичного пространства нельзя – пиарщица рассказала о своей работе.
ВО время военного положения, казалось бы, такая мелочь, как пиар выглядит неуместным и не ко времени. Однако в информационном пространстве все чаще возникают скандалы и неприятные ситуации – политики готовятся к выборам, военные не вовремя общаются с обществом, а некоторые даже зарабатывают политические баллы постоянными вбросами и дезинформацией, а публичные люди попадают в беду. И это все при том, что достаточно мощно работает российское ИПСО, а в ГУРе предупредили о начале информационной кампании со стороны россиян под названием «Перун».
Так что о пиаре говорим с известной пиарщицей, руководительницей бизнес-издания Викторией Штейнберг.
— Расскажи немного о себе – откуда ты, какой у тебя опыт работы?
Я родилась и выросла в самом центре Киева. Окончила Открытый международный университет развития человека «Украина» по специальности менеджмент организации и администрирования, магистр. Училась, но параллельно начала работать.
Первой моей работой был новостной канал «24» на позиции помощника по развитию сети телеканала и через год я стала и.о директора по развитию сети.
Но с технической специальностью мне было скучно. Я ушла в мир рекламы.
В сферу пиара я попала случайно. В 2013 году после закрытия канала я пошла на женский канал «Макси ТВ» менеджером по рекламе. Директор канала предложила попробовать себя еще и в пиаре.
К тому времени я ничего не знала о пиаре, но меня это увлекло – начала читать литературу, общаться с коллегами, прошла немало тренингов и курсов.
-Что для тебя пиар-менеджмент вообще?
Пиарщик – это человек, отвечающий за построение и поддержку репутации компании через диалог с ее аудиториями и стейкхолдерами. Это человек, работающий над репутацией в долгосрочной перспективе и его задача — сформировать лояльность и доверие аудитории к бренду.
PRщик не только пиарит — «пропиарь нас, чтобы у нас лучше продавалось», он выполняет функции защитника и советника для бизнеса, это не просто работа, а стиль жизни.
Современный пиарщик должен быть мультизадачным. Пиарщик должен быть включен в рабочие процессы 24/7. Если что-то происходит — он должен сразу ответить, и быстро ориентируется в медиапространстве, должен уметь интересно и грамотно писать, иметь организаторские и менеджерские навыки, также может быть продюсером съемок или интервьюером и всегда быть в курсе всего происходящего вокруг.
-С кем пришлось поработать?
Могу перечислять бесконечно, но сэкономлю время читателям. Это известные бизнесмены, бренды, личности.
– Как изменился пиар-менеджмент за два года войны?
Начиная с 24 февраля бизнес-процессы прошли несколько стадий – от приостановки до частичного или полного восстановления.
Война – это серьезное потрясение для каждого из нас, но и в таких условиях важно внутренне мобилизоваться и продолжать коммуникацию.
При полномасштабном вторжении мы все поняли, что коллаборации сейчас в приоритете. Да, как раньше, не будет – 100%. Но война – это не прогнозируемый кризис или форс-мажор в контракте. Пиар-менеджмент во время войны совсем другой, ведь строить дальновидные планы сложно, а решение приходится принимать быстро. Менеджер в период неопределенности должен иметь холодную голову: четко понимать, куда двигается компания, прозрачно и часто взаимодействовать с командой и клиентами.
В условиях этого особого кризиса, который мы все переживаем, аспект человеческих межличностных отношений становится критически важным даже в плоскости бизнес-коммуникаций. Не секрет ведь, что забота и поддержка клиентов – важный аспект здоровых долгосрочных отношений.
-А рынок как изменился?
Для многих коллег на рынке в связи со значительным падением доходов до сих пор речь идет об элементарной выживаемости и полном сокращении или минимизации маркетинговых бюджетов. Некоторые из таких компаний, которые оказались наиболее уязвимыми к слишком непредсказуемой и слишком резкой кризисной ситуации, поставили свои внешние коммуникации на паузу в ожидании будущих изменений к лучшему. Но следует отдать должное именно тем представителям рынка, которые вопреки внешним угрозам и отсутствию необходимого финансового ресурса максимально мобилизуются внутри и буквально собственными партнерскими силами поддерживают активность и продолжают быть экспертно заметными и полезными как в информационном поле.
Ведь правило антикризисных коммуникаций никто не отменял: в какой-либо кризисной ситуации, а тем более во время войны, молчать или исчезать из публичного пространства нельзя ни в коем случае.
Держать руку на пульсе рынка – еще одно всегда актуальное правило, особенно в кризисные времена. Сейчас, как никогда, важно быть как можно мобильнее и не только быстро воспроизводить новые тренды на этапе их зарождения, но и не бояться создавать собственные.
-Нужен сейчас украинским политикам пиар? А военным он нужен?
Пиар нужен каждому, кто хочет построить собственный бренд или бренд компании, если не будет пиара, то собственно ни кто не будет знать о персоне или компании.
– Как часто обращаешь внимание на работу коллег?
Я постоянно слежу за коллегами и их работой, так как нужно идти в ногу со временем. Мы часто встречаемся, обмениваемся информацией, ходим на условную «чашечку кофе».
– Что могла бы порекомендовать начинающим, у которых нет средств на специалиста – но пиариться уже необходимо? С чего начинать?
Нужно «степ бай степ» (шаг за шагом) все делать – сначала начать с собственных страниц компаний или персоны, понемногу выходить в медиа-пространство, не всегда пиар стоит много денег. У каждой сферы есть свои инструменты, которые можно использовать. Нужно учить их и воспользоваться.
– Какую историю пиара считаешь образцовой?
Я считаю все свои кейсы удачными, так как с помощью хорошего пиара я смогла сделать не один коммерческий проект. Например – «ОгоКакиеЛюди», «Деловое утро», «Вкус Бизнеса», «Личный счет: как безопасно управлять собственными финансами», «Бизнес без галстуков», «В стиле Женщины», «В стиле Мужчины» и т.д.
– Как PR помогает создать сильный бренд работодателя?
Сильный бренд работодателя позволяет экономить на поиске специалистов, из таких компаний увольняются реже, а сами компании растут быстрее. Удовлетворенность сотрудников влияет и на процесс рекрутинга, и на качество выполнения задач, на репутацию компании среди заказчиков и на прибыль. Если компания сама не формирует HR-бренд, за нее это сделают другие, например, сотрудники или конкуренты. Они будут доносить на рынок те ключевые сообщения и характеристики, которые сочтут нужным. Поэтому PR привлекается, например, во время выступлений сотрудников и руководителей на экспертных мероприятиях, статьи в медиа. К примеру, рассказ одного из сотрудников о его профессиях может выгодно показать вашу компанию и вас как работодателя; а истории о ваших правилах, факапах и секретах успеха раскроют внутреннюю кухню. Пиар важен при создании страниц компании на карьерных сайтах и джоб-порталах. Подробное погружение в жизнь вашего офиса, карьерные истории сотрудников, примеры достижений позволят кандидату заранее примерить такой стиль работы на себя и понять, видит ли он себя частью вашей команды. Видео о компании помогает вообразить, как у вас все устроено, увидеть реальных людей и лучше почувствовать культуру. Оно дает дополнительную информацию кандидатам не только на рациональном, но и эмоциональном уровне. Могу сказать, что обещания, предоставляемые руководителем через бренд-контент, социальные сети или интервью владельцев, будут эффективны лишь в том случае, если они подтверждены положительным опытом соискателя на всех этапах.
Поэтому очень важной частью создания бренда работодателя есть лояльность работников. Лояльность – это отношения сотрудника с клиентами, коллегами, руководством и продуктом. При правильном построении всех связей работник будет чувствовать свою принадлежность к компании. И, конечно, корпоративная культура и ценности. Они занимают очень важное место в построении бренда работодателя. Отношение сотрудников между собой, к клиентам и к самому продукту, производимому компанией, должно резонировать с ними.
– Как лично на тебя повлияла война?
Полномасштабное вторжение русской армии, которое началось почти 2 года назад, стало новой реальностью. Сейчас почти не осталось иллюзий о том, что наша жизнь будет такой, как раньше, на смену пришли другие вопросы: как дальше жить, учитывая, что мы живем в воюющей стране. Как построить работу бизнеса, коммуникации с сотрудниками, с близкими – с учетом новых реалий? Война дала мне возможность посмотреть приоритеты, устранить то, что неважно, сосредоточиться на ценностных ориентирах личной и профессиональной жизни.
— Чего ожидаешь с 2024 года?
Уверена, что 2024 год – год победы во всех аспектах, и главное, к чему все стремятся, это победа Украины. Думаю, тогда нам с коллегами придется засучить рукава, потому что работы будет немало для всех нас, в том числе и парников.
Из-за стремительного роста спроса на экспорт зерновых культур железнодорожные тарифы на перевозку в Украине испытали…
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер сообщил, что Кремль до сих пор не предоставил официальный ответ на…
Национальный банк Украины (НБУ) принял новые решения, расширяющие возможности украинских компаний в сфере валютных операций
Канцлер Германии Фридрих Мерц отверг предложение президента США Дональда Трампа по поводу проведения выборов в…
Украине необходимо 230 миллиардов долларов для восстановления критической инфраструктуры после войны
Турция выразила готовность контролировать возможное прекращение огня в Украине