Когда рынок труда превращается в арену выживания, резюме скорее напоминают перечень поражений, чем истории развития. У «Никакого выбора» офисная стабильность ломается под давлением долгов и безработицы, а рядовой служащий вдруг понимает: привычные правила игры теряют силу. Пак Чхан Ук показывает вместо подвига медленное скольжение в моральную бездну, где любое «я должен» звучит одинаково. Это сатирический, жестокий и до боли приземленный триллер о человеке, которого система сначала выбрасывает, а затем подталкивает к преступлению.
О чем фильм?
В центре сюжета — Ман Су, высококвалифицированный специалист бумажной индустрии, сокращаемый после прихода новых, американских владельцев. Несколько лет безработицы разъедают его достоинство: сбережения тают, банк давит ипотекой, дети взрослеют в тени родительского стыда, а жена держит семью на минимальной зарплате. На этом фоне Ман Су формулирует радикальную логику: если рынок открытых вакансий закрыт, остается сузить круг конкурентов физическим путем.
Он тщательно изучает профили других специалистов, запускает фальшивые объявления, моделирует собеседования и «случайные» встречи, превращая каждый деловой разговор в многоходовую операцию. Пак Чхан Ук использует эту отправную точку как лабораторию: в каждом новом контакте Ман Су проверяет, как далеко способен зайти человек, когда социальный лифт сломан, а образ «нормального кормильца семьи» рассыпается на глазах. Чем больше он продвигается по своему кровавому маршруту, тем очевиднее, что настоящее насилие началось задолго до первого удара.
Взгляд критиков
- The Guardian называет фильм «сенсационной сатирой о состоянии нации», которая маскируется под черную комедию о безработном бумажном специалисте, решающем «убивать свой путь» обратно в рынок труда.
- Time Out поставил фильму 5/5, описывая его как работу, которая вполне может стать «самым смелым достижением Пака» — особенно учитывая, что это автор «Служницы».
- Screen Daily видит в ленте «экономическую сатиру, которая работает как темная комедия и в то же время очень болезненное исследование безработицы и корпоративной жестокости».
За кулисами
Производственный путь «Никакого выбора» прошел несколько сложных этапов. Проект впервые анонсировали еще на Busan IFF в 2009 году, когда Пак Чхан Ук заявил, что экранизирует роман Дональда Вестлейка The Ax. После этого лента годами оставалась в разработке: режиссер брался за другие проекты, в частности, Stoker и Decision to Leave, а адаптацию постоянно откладывал, возвращаясь к сценарию с новыми идеями. Основные съемки стартовали только в августе 2024-го и продолжались примерно пять месяцев — до января 2025-го; оператором выступил Ким У Хьон, давний визуальный партнер режиссера.
Интересные факты
Проект жизни Пака. Идея экранизировать роман Дональда Вестлейка The Ax появилась у режиссера еще в конце 2000-х; сам Пак много лет называл эту историю своим «фильмом-мечтой» и будущим шедевром, к которому возвращался среди других работ.
Вторая экранизация романа. До этого книгу уже переносил на экран Коста-Гаврас во французском фильме The Axe (2005), но версия Пака смещает акценты в сторону корейского контекста, черной комедии и сатиры на поздний капитализм.
Фестивальный маршрут. Мировая премьера фильма состоялась в основном конкурсе 82-го Венецианского кинофестиваля, после чего фильм открыл фестиваль в Пусане и вышел в прокат в Южной Корее 24 сентября 2025 года. В Украине первый показ прошел на Киевской неделе критики.
Рекордные продажи и заявка оскаровская. Картина была предварительно продана более чем в 200 странах мира, превысив даже международные продажи Решение пойти, и избрана Южной Кореей как национальная заявка на Оскар в категории Лучший международный фильм.
Звездный актерский ансамбль. Кроме Ли Бен Хона и Сон Есть Джин, в фильме играют Пак Хи Су, Ли Сон Мин, Йом Хе Ран и Чха Син Вон — актеры, хорошо известные по корейским хитам, что придает ленте весы на внутреннем рынке и усиливает ее экспортный потенциал
Кому понравится фильм?
«Никакого выбора» адресован тем зрителям, кому мало просто жанрового драйва и кто готов выдержать сочетание черного юмора, социальной сатиры и болезненного портрета мужчины, разрушающегося под давлением роли кормильца. Фильм без проблем станет в один ряд для ценителей «Паразитов» Пон Чжун Хо, «Решение пойти» и классического «Олдбоя» самого Пака, а также для тех, кому близки истории о тихом безумии капитализма типа «Снежного поезда» или французского The Axe. Это кино для зрителя, который ищет не решения, а опыт: возможность увидеть собственные страхи — потери работы, кредитов, статуса — доведенными до абсурда на большом экране и выйти из зала с чувством смеяться и дрожать от ужаса в одной сцене порой вполне логично.
Автор: Анна Захаревич, журналист – культуролог
Подписывайтесь на Первый Бизнесовий в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!
