Благодаря санкциям сократились поставки российской нефти в страны Евросоюза

Европейский Союз ввел ряд ограничений против российских судов и решил проблему поставок российской нефти в обход эмбарго.

В 11-м пакете санкций (июнь 2023 года) ЕС ввел запрет на доступ в порты ЕС для судов, которые транспортируют российскую нефть и осуществляют перевалку с судна на судно. В 12-м пакете (декабрь 2023-го) было введено требование уведомления о продаже танкеров всем третьим странам.

А в последнем, 14-м пакете с июня этого года ЕС одобрил меры, направленные на конкретные суда, участвующие в войне России против Украины и подпадающие под запрет на доступ к портам и запрет на предоставление услуг.

«Эти суда могут быть определены по многим причинам, таким как их поддержка (российской агрессии против Украины, — ред.) через транспортировку военного оборудования для России, транспортировку украденного украинского зерна и поддержку развития энергетического сектора России, например, через транспортировку компонентов СПГ или перевалку СПГ. Эта мера также нацелена на танкеры, являющиеся частью «теневого флота» Путина, которые обходят ограничения ЕС и Price Cap Coalition (по верхней цене на российскую нефть, — ред.), используя при этом обманчивую практику судоходства, полностью игнорируя международные стандарты», — говорится в ответе Еврокомиссии.

Поставки российской нефти в ЕС идут только подпольно

По данным руководителя мониторинговой группы Черноморского института стратегических исследований Андрея Клименко, за последние месяцы только около 5% российской нефти попадает в ЕС. В то время как раньше в страны ЕС поступало вдвое больше.

Российская нефть подпольно, в небольших количествах, все еще экспортируется через порты Италии, особенно сицилийские, а также Грецию и Испанию.

До недавнего времени имели место рейдовые перевалки с судна на судно в Лаконском заливе у берегов Греции. Однако эту страну «дожали» и с мая этого года в заливе бессрочно «проводят военные учения со стрельбами», поэтому сейчас перевалка там невозможна. Однако российские танкеры переместились к берегам острова Хиос, к югу от Лаконского залива или совершают перевалку прямо в открытом море.

Какие судовладельцы возят российскую нефть

Российский экспорт обслуживают суда нескольких категорий. Значительная часть – собственно российские, владельцами которых являются компании, зарегистрированные в ОАЭ или так называемых «странах удобного флага»: Либерия, Панама, Маршалловы острова и т.д. Иногда для этого используются сложные схемы.

«Не обязательно осуществляется переход права собственности на судно. Это может быть и смена собственности компании. То есть они просто взяли какую-то дубайскую компанию, которой принадлежат танкеры и перекупили ее. И ты этого не видишь и не понимаешь. Где-то потом, когда мониторишь движение многих танкеров, ты замечаешь, что этот танкер вдруг стал возить другую нефть по другому маршруту», — говорит уполномоченный президента Украины по санкционной политике Владислав Власюк.

Отдельная категория – суда в собственности турецких и китайских компаний. Однако до сих пор наибольшую часть составляют танкеры из Евросоюза — Греции, Мальты и Кипра.

Напомним, в июле греческие ВМС продолжили предупреждение, которое фактически запрещает движение судов у побережья юго-восточной части Пелопоннеса. Это сделано с целью воспрепятствовать перекачиванию российской нефти с судна на судно у берегов Греции.

Юрий Шевченко

Share
Published by
Юрий Шевченко

ЕС предоставит Украине 40 млрд евро без участия США

Европейский Союз готовится предоставить Украине новое финансирование до конца года вне зависимости от участия США

1 час ago

В Украине подорожал хлеб – и это не конец повышения цены

На мировых рынках из-за ряда факторов продолжают расти цены на пшеницу

1 час ago

Россияне атакуют газовые сети в Харьковской области

На прошлой неделе военные России нанесли ряд ударов по газовым сетям Харьковской области

1 час ago

Украина уменьшит объемы импорта электроэнергии

Во вторник, 17 сентября, в течение суток планируется импорт электроэнергии из Польши, Румынии, Словакии, Венгрии,…

2 часа ago

ВСУ возобновили позиции вблизи Торского

Аналитики обновили карту боевых действий

2 часа ago

Лучшей позицией роста китайской экономики может быть ее отсутствие, — Bloomberg

Достоверным индикатором в Китае становятся неутешительные экономические новости

4 часа ago