Европейский Союз ввел ряд ограничений против российских судов и решил проблему поставок российской нефти в обход эмбарго.
В 11-м пакете санкций (июнь 2023 года) ЕС ввел запрет на доступ в порты ЕС для судов, которые транспортируют российскую нефть и осуществляют перевалку с судна на судно. В 12-м пакете (декабрь 2023-го) было введено требование уведомления о продаже танкеров всем третьим странам.
А в последнем, 14-м пакете с июня этого года ЕС одобрил меры, направленные на конкретные суда, участвующие в войне России против Украины и подпадающие под запрет на доступ к портам и запрет на предоставление услуг.
«Эти суда могут быть определены по многим причинам, таким как их поддержка (российской агрессии против Украины, — ред.) через транспортировку военного оборудования для России, транспортировку украденного украинского зерна и поддержку развития энергетического сектора России, например, через транспортировку компонентов СПГ или перевалку СПГ. Эта мера также нацелена на танкеры, являющиеся частью «теневого флота» Путина, которые обходят ограничения ЕС и Price Cap Coalition (по верхней цене на российскую нефть, — ред.), используя при этом обманчивую практику судоходства, полностью игнорируя международные стандарты», — говорится в ответе Еврокомиссии.
По данным руководителя мониторинговой группы Черноморского института стратегических исследований Андрея Клименко, за последние месяцы только около 5% российской нефти попадает в ЕС. В то время как раньше в страны ЕС поступало вдвое больше.
Российская нефть подпольно, в небольших количествах, все еще экспортируется через порты Италии, особенно сицилийские, а также Грецию и Испанию.
До недавнего времени имели место рейдовые перевалки с судна на судно в Лаконском заливе у берегов Греции. Однако эту страну «дожали» и с мая этого года в заливе бессрочно «проводят военные учения со стрельбами», поэтому сейчас перевалка там невозможна. Однако российские танкеры переместились к берегам острова Хиос, к югу от Лаконского залива или совершают перевалку прямо в открытом море.
Российский экспорт обслуживают суда нескольких категорий. Значительная часть – собственно российские, владельцами которых являются компании, зарегистрированные в ОАЭ или так называемых «странах удобного флага»: Либерия, Панама, Маршалловы острова и т.д. Иногда для этого используются сложные схемы.
«Не обязательно осуществляется переход права собственности на судно. Это может быть и смена собственности компании. То есть они просто взяли какую-то дубайскую компанию, которой принадлежат танкеры и перекупили ее. И ты этого не видишь и не понимаешь. Где-то потом, когда мониторишь движение многих танкеров, ты замечаешь, что этот танкер вдруг стал возить другую нефть по другому маршруту», — говорит уполномоченный президента Украины по санкционной политике Владислав Власюк.
Отдельная категория – суда в собственности турецких и китайских компаний. Однако до сих пор наибольшую часть составляют танкеры из Евросоюза — Греции, Мальты и Кипра.
Напомним, в июле греческие ВМС продолжили предупреждение, которое фактически запрещает движение судов у побережья юго-восточной части Пелопоннеса. Это сделано с целью воспрепятствовать перекачиванию российской нефти с судна на судно у берегов Греции.
Согласно последним данным аналитиков DeepState, российские войска добились новых успехов в боевых действиях, продвинувшись в…
Недавняя продажа компанией Shell своих долей в "Укрнафте" Украине приведет к значительному усилению государственного контроля…
Фонд декарбонизации сообщил о предоставлении первых кредитов на общую сумму 21 млн. грн
Ford Motor Co. объявил о планах сокращения 4000 рабочих мест в Европе, что составляет примерно…
Согласно аналитике DeepState, российские войска добились новых успехов в боевых действиях, продвинувшись около семи населенных…
Сегодня утром военные сообщили, что около трех десятков ракет готовы атаковать Украину с акватории Черного…