Анна Хударь: рынок ожидает шок из-за льготь на растаможивание электромобилей

Рынок электромобилей в Украине может претерпеть серьезные изменения. Как стало известно, правительство и парламентский комитет по финансам не поддержали продление льгот на импорт электромобилей в рамках проекта госбюджета-2026. Это означает, что с 1 января 2026 года ввоз электрокаров в Украину больше не будет освобожден от налога на добавленную стоимость (НДС) и ввозной пошлины, как это действовало в последние годы. Новость уже привела к росту спроса на электрокары и вызвала ажиотаж среди покупателей. Об этом рассказала юрист Анна Худар.

Она отмечает, что фискальный эффект для бюджета будет, однако это будет иметь и обратную сторону: «Отмена льгот на растаможку электромобилей действительно позволит пополнить бюджет, однако одновременно произойдет существенное снижение спроса. Без переходного периода рынок испытает шоковую терапию: мы увидим кратковременный всплеск импорта в конце20-20 падение продаж Это может привести к стагнации инвестиций в зарядную инфраструктуру, а также к сокращению рабочих мест в области обслуживания электрокаров.

Худар также отмечает необходимость фиксировать постепенный подход к изменениям налогового режима: «Оптимальным решением была бы не полная отмена льгот, а их постепенное сворачивание. Например, можно поэтапно возвращать НДС или устанавливать пороговые условия — льготы только для новых авто или для машин с определенным уровнем остаточного ресурса батареи. привлекательности».

Для бизнеса, занимающегося импортом, продажей и сервисом электромобилей, нынешняя ситуация является сигналом пересмотра стратегии. Нужно готовиться к разным сценариям — как полной отмене льгот, так и частичного возврата налогов. Компаниям следует расширять направления послепродажного обслуживания и инвестировать в сервис подержанных авто, спрос на которые вырастет в условиях удорожания новых машин.

Анна Худар также советует потенциальным покупателям не медлить, если есть реальная потребность в электромобиле: «Если вы давно планировали покупку авто — целесообразно сделать это до конца 2025 года. После этого цены возрастут, и общие затраты на владение электрокаром также повысятся. проблемными авто».

По мнению юристки, политическое решение о резкой отмене льгот должно быть взвешено не только с точки зрения фискальной целесообразности, но и с учетом стратегической цели государства по экологической модернизации транспорта. «Полная сиюминутная отмена льгот даст краткосрочный эффект для бюджета, однако в долгосрочной перспективе может заморозить развитие экологического транспорта в Украине. Нужна сбалансированная политика, объединяющая государственные финансовые интересы с поддержкой чистых технологий» — заключает она.

Юрий Шевченко

Share
Published by
Юрий Шевченко

В Украине изменяются условия выхода на пенсию: с 2026 года растут требования к стажу

С начала 2026 украинцам придется иметь больше страхового стажа для выхода на пенсию в 60…

12 часов ago

Минимальная пенсия в Украине вырастет в 2026 году: правительство анонсировало новый уровень выплат

С 1 января 2026 года минимальная пенсия для украинцев составит 2595 грн

13 часов ago

ПриватБанк призвал часть клиентов перевыпустить карты: названы основные причины

ПриватБанк сообщил, что несмотря на автоматическое продление срока действия карточек на 30 месяцев, отдельным группам…

14 часов ago

В 2026 году минимальная пенсия вырастет до 2595 грн: что предусматривает бюджет

Правительство заложило в Государственный бюджет-2026 повышение минимальной пенсии для украинцев

15 часов ago

НБУ: международные резервы Украины выросли до $54,7 млрд – рекордный прирост за месяц

Национальный банк Украины сообщил о существенном росте международных резервов страны

15 часов ago

«Бесплатная» приватизация земли может стоить украинцам десятки тысяч гривен

Право на безвозмездную приватизацию земельных участков, гарантированное Конституцией, на практике превращается в дорогостоящий процесс

16 часов ago